После Сортавалы, показанной в прошлой статье, можно было бы закончить вообще всё - настолько она крутая - но я двигаюсь далее вокруг Ладоги по часовой стрелке. Следующий пункт - Ляскеля.
Белые Мосты, Питкяранта, Видлица
О южном береге самого большого озера Европы можно почитать здесь: Южное Приладожье
1. После Сортавалы, как ни странно, продолжается хорошая дорога, хотя туристы в эти места добираются уже значительно реже. Трасса чаще «прижимается» к берегу, так что есть отличная возможность насладиться ладожскими фьордами.
2.
3.
4. Ляскеля - небольшой посёлок уже в Питкярантском районе у самой северной точки Ладожского озера, насчитывающий 2,5 тысячи жителей (в 1989 - 4,4 тысячи). Сейчас это центр сельского поселения, а вот в Финляндии центром волости был ныне совсем уж увядающий посёлок Харлу, про него хорошая статья в Википедии.
И Ляскеля, и Харлу стоят на реке Янисйоки (jänis - кролик, joki - река), достаточно крупной для Карелии. Примерно половина длины её русла находится в Финляндии, её сток зарегулирован шестью малыми ГЭС - три в Финляндии, три в России.
5. На Википедии есть много старых фото волости. Как жили!
Здесь была кирха, металлургический, целлюлозно-бумажный и мебельный заводы, лесопилки, множество усадеб, несколько школ, спортивный клуб. После всех трагедий ХХ века сохранилось немногое, и теперь это отдалённая глубинка.
6. Гидроэлектростанции как нужные сооружения и для советов, и для РФ сохранены и даже модернизированы в 2000-х. ГЭС Ляскеля была основана в 1899 году для обслуживания бумажной фабрики (давно закрыта) и находится ниже всех по течению, то есть ближе всего к Ладоге.
7. Лучший и самый известный вид посёлка:
8. Собственно Ляскеля впервые упоминается в документах в 1618 году. Как и везде в Карелии, тут была развита деревянная промышленность, до 2015 года работал упомянутый бумажный завод.
Ещё с десяток лет назад посёлок был невероятной дырой, сейчас ситуация получше - хотя бы проложили шоссе. Даже имеются тротуары.
9. Я не углублялся в второстепенные улицы, а вот на главной исторической застройки не обнаружилось. Вдоль неё тянутся послевоенные простенькие сталинки и деревянные бараки «как на Русском Севере».
10. В этом виде так и сквозит тоска карельской глубинки. Этот субрегион кажется каким-то забытым, брошенным. Так ещё и Путин исключил его из списка регионов, приравненных к районам Крайнего Севера.
11. Как ни странно, в Ляскеля есть железнодорожное сообщение. Станция открылась здесь в 1924 году в составе будущей линии Янисъярви-Лодейное Поле, строившейся в 6 этапов.
Первая часть линии была открыта в 1921 году от станции Янисъярви (на только что появившейся линии Маткаселькя-Суоярви) до волостной столицы Харлу, почти сразу её продлили до Ляскеля.
В 1929-1932 годах линия была продолжена до развивающейся промышленной Питкяранты, в 1933 году - до Ууксу. Дальнейшему развитию линии помешала Зимняя война (1939-1940), однако во время её продолжения финны умудрились к 1943 году построить линию до Мегреги, что уже за Олонцом.
До 1972 года линия оставалась тупиковой, а это 180 километров!. Оставшийся кусок доделали с открытием моста через Свирь, за что советам спасибо - при них железные дороги развивались и поддерживались, а брендинг кампании был кайфовым зелёным, а не ущербным дешёвым серым, как сейчас.
Вся линия примечательная своей глухоманностью: до конца 1980-х тут ходили паровозы и применялась семафорная система (это не то же самое, что светофор). В 2014-2021 отсутствовало пассажирское сообщение, но здравый смысл победил антинародную политику перевозчика.
12. В центре посёлка памятник внезапно Пушкину, а не Ленину, и это супер здорово:)
Вообще предлагаю отличную идею. Надо заменить все памятники Ульянову поровну на памятники всем писателям и учёным, которых у нас великое множество: от Пушкина до Бродского и от Эйлера до Алфёрова.
13. В Ляскеля действуют целых 3 церкви: две православных и одна лютеранская - и все новодельные. Из православных симпатичнее деревянная Предтеченская церковь (2017) на гранитной скале:
14. Приход Воскресения Христова ЕЛЦИ (Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии) был основан в 2011 году.
15. Очень понравилась архитектура храма с отсылками к карельской идентичности:
16.
17.
18. Двигаемся далее к Импилахти. Это место известно по живописным скальным выемкам для проходящей тут железной дороги:
19. Действительно здорово.
20. В Импилахти близ одного из многочисленных ладожских заливов я остановился на вторую ночёвку на природе. Это оказалось довольно живописное место с пляжем и скалой.
21. Виды на залив около 23:00:
22.
23. В середине светлой карельской ночи (1:30) вообще гладь да тишь:
24. То же самое днём:
25.
26. Сама же деревня Импилахти на настоящий момент ничем не примечательна кроме своего возраста - она известна с 1500 года. Это была крупная деревня с деревянной кирхой, которая, к сожалению, не сохранилась.
В следующей части продолжу движение вокруг Ладоги и окажусь уже на её восточном берегу, в совершенно другом природном и историко-культурном ландшафте.
#карелия #ляскеля #ГЭС #импилахти #ладожское озеро #ладожские шхеры
Друзья! Ставьте лайк, если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, если хотите получать мои статьи себе в ленту, и пишите комментарии, обратная связь очень важна для меня и мотивирует писать дальше