Мне в комментариях пишут: Допустим, что НАСА делало лунные снимки, примененяя в павильоне метод фронтпроекции. Если слайд-проектор отбрасывал на экран вид лунной горы и светил прямо на астронавта, то на снимках за астронавтом должна быть тень. Почему тогда не видно каёмок теней от модуля, астронавта и т.д.?
Что ж, вопрос резонный. И он обязательно возникает у тех, кто хочет разобраться в особенностях фронтпроекции. Ответить на него не сложно, поскольку в последние годы мы несколько раз прибегали к фронтпроекции, и у нас остались зафиксированы рабочие моменты расстановки (относительно киноэкрана) проектора, камеры, зеркала и актёров.
Вот кадр, который был сделан во время съёмки телефильма "Большая космическая ложь США" (телеканал "Звезда", 2016 г.). Лунная гора проецируется на вертикальную плоскость экрана, и на этом экране видна тень человека. Как сделать так, чтобы тень была не видна?
С теоретической точки зрения - элементарно просто. Нужно объектив
камеры разместить в том же самом месте, где находится источник света. Но поскольку сделать именно так на практике не получится - поставить в одно и то же место сразу 2 объектива - проектора и съёмочного аппарата, то с объективом фотоаппарата совмещают отражение объектива проектора в полупрозрачном зеркале.
На практике это выглядит следующим образом: проектор и фотоаппарат, разделённые полупрозрачным зеркалом, находятся на одном уровне по высоте. Фотоаппарат через зеркало, пропускающее 50% света, "смотрит" на экран.
Примерно 50% света отражается зеркалом под углом 90 градусов в сторону экрана и создают на экране изображение. Остальные 50%, которые проходят прямо через зеркало, не используются. На их пути установлен чёрный бархат.
В полупрозрачном зеркале отражается светящийся объектив проектора. С этим светящимся кружком совмещают объектив фотоаппарата, видимый через полупрозрачное зеркало.
Для лучшего понимания мы разместили ниже две фотографии - когда объективы разведены и когда совмещены.
И теперь получается, что объектив проектора находится точно в том месте, где и объектив фотоаппарата.
Проследим на схеме, как прячется тень. Вот сначала проектор выключен. Световозвращающий экран расположен в 5-6 метрах за спиной актёра и выглядит серым полотном. Съёмочная камера и проектор находятся на отдельной платформе впереди.
При включении проектора за актёром появляется тень. Поскольку мы смотрим с боковой точки, то видим эту тень на удалении от актёра. Видим тень от флага и от лунного модуля.
По мере приближения к камере, тень совмещается с объектом.
Когда мы встали довольно близко к точке зрения камеры, тени практически ушли за объекты.
А так видит съёмочная камера:
Вот как это выглядит на видео:
И не забывайте ещё! Для наблюдателя, находящегося сбоку, освещённость на экране примерно в 100 раз ниже, чем освещённость игровой сцены. То есть во время съёмки боковой наблюдатель на экране вообще ничего не видит. Видит только оператор с одной единственной точки.
Вот посмотрите, как выглядит изображение на световозвращающем экране во время отстройки процесса и как выглядит экран во время работы.
Сейчас изображение на экране видят все, кто находится вокруг. Идёт настраивание изображения. На мониторе фотоаппарата (см. в левом нижнем углу) верхняя часть кадра сильно высветлена, это означает, что с точки зрения фотоаппарата на экран подаётся слишком много света.
На фотографии вы видите, как в проектору тянется рука, чтобы опустить на объектив стеклянный серый фильтр.
Это фильтр уменьшает световой поток примерно в 30 раз.
После того, как серый фильтр опущен на объектив проектора, экран как бы "гаснет". Сторонний наблюдатель уже ничего там не видит. Но для фотоаппарата это именно та освещённость, которая нужна для правильного экспонирования. Теперь на мониторе фотоаппарата сформирована правильная по соотношению яркостей картинка.
Вот что видит фотоаппарат:
Для световозвращающего экрана нужно очень мало света, примерно в 100 раз меньше, чем для традиционного белого экрана, поскольку этот экран не рассеивает свет во все стороны, а, как зеркало, направляет свет от проектора строго в одно место. И в это место ставится фотоаппарат.
Об этом мы писали в предыдущей статье: "86. Если НАСА в лунных снимках использовало фронтпроекцию, то почему на скафандрах не видно света от слайд-проектора?"
Мы могли бы с помощью нашего проектора высветить экран по площади больший в 30 раз. В нашем случае (для телефильма "Большая космическая ложь США") использовался экран шириной 5 метров, но мы без труда могли бы увеличить изображение на экран шириной до 25-28 метров. Другими словами, использовать такой же гигантский экран, какой был у С.Кубрика в "Космической одиссеи". И нам для этого не понадобились бы сотни киловатт света, что были у Кубрика.
Вы спросите - почему? Да потому что у нас на цифровом фотоаппарате была выставлена светочувствительность 1250 единиц (и 1600 ед.), а у Кубрика была киноплёнка чувствительностью всего 125 единиц. В те годы, 55 лет назад эта чувствительность цветной плёнки, 125 единиц, считалась высокой. И для такой плёнки требовалось много света. А теперь можно работать на других уровнях освещённости, в 10-20 раз меньших.
Итак, в этой статье мы описали способ, как совмещали объектив проектора и объектив съёмочной камеры при фронтпроекции, чтобы скрыть тени. Наверное теперь, чтобы завершить описание фронтпроекции, следует ответить на вопрос, можно ли при фронтпроекции панорамировать? Об этом мы расскажем в следующей статье "Как мы в спектакле использовали фронтпроекцию".
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!