Приветствую, товарищи. Давненько я не писал статьи, да? Увы, человек предполагает, а 15 хвостов в универе располагают, но вот! Я выкроил время, и сейчас поведаю вам о игре, которую я пытался пройти много раз, всякий раз останавливаясь из-за ПК, который немного хлебушек и лагает. Но теперь у меня появился ноутбук, с которым я наконец смог пройти до конца Styx: Master of Shadows. Встречайте!
Для начала - базовые данные. Игра была выпущена в 2014 году компанией Focus Home Interactive, разработана, соответственно, Cyanide Studio, известными до этого такой занятной вещью как Blood Bowl 1&2, а так же игрой по "Игре престолов", про которую, впрочем, я ничего не слышал. Стикс собрал смешанные оценки от критиков - 69 на Метакритик. Тоже смешанными оказались и оценки от пользователей - кто-то радовался хорошему воплощению чистого стелса, которого так мало в игровой индустрии, кто-то же напротив - ругал однообразную скрытность. Но в основном идут претензии к бектрэкингу, о чём я расскажу позже. Кстати о позже - давайте перейдём к сюжету, а фишку игры - геймплей - оставим на потом, равно как и музыкальное сопровождение с графикой.
Сюжет... Он тут хорош. Очень. Подаётся он с помощью немного анимированных картинок, что некто назвал фигнёй, типо не хватило денег, но мне такое даже больше катсцен нравится. В сюжете есть и неожиданные повороты, и проработанный интересный мир. Начало он своё берёт из прошлой игры студии - "Of Orcs and Humans". Мы играем за первого гоблина - Стикса, появившегося в результате случайности. Бывший орк-шаман, отправившийся к Древу Мира и изменившийся при взаимодействии с янтарём. Янтарь в мире Стикса - непонятная жёлтая субстанция, вырабатываемая Древом мира и изменяющая живые организмы. В своё время людьми были проведены эксперименты, в результате которых появились первые Эльфы. Каждый эльф связан с другими представителями своей расы и может слышать их мысли. "А как люди не сходят с ума без голосов в голове?" - Примерный ответ эльфийского посла Стиксу, недоумевающему, как эльфы не сходят с ума от чужих мыслей. Кстати об этом - Стикс, как порождение янтаря, также связан с всеми, кто выпьет янтарь. Последний, похоже, после обработки является подобием наркотика, вследствие чего в мире игры распространена контрабанда.
Вокруг Древа людьми был построен Атриум Акенаша - гигантская летучая башня, спроектированная Кербером - гениальным архитектором. В этой башне и проходят действия игры. Стикс, уставший от вечного шума в голове, от боли, решил всё это прекратить и уничтожить Сердце Древа. На этом я остановлюсь, так как без спойлера к важнейшему сюжетному повороту никак не обойтись. Перейдём к игровому процессу.
Скрытность. На скрытности здесь построено всё. ГГ гоблин, маленький - в полтора раза меньше человека - и слабый, поэтому в прямом столкновении он априори уступает не то что паладинам и инквизиции, но даже простым войнам. Но недостаток силы Стикс успешно компенсирует своими навыками скрытности. Тихий кувырок, умение прятаться в сундуки и незаурядные способности к акробатике позволяют ГГ обходить врагов множеством путей, а если его обнаруживают, то в прямом столкновении можно убить одного врага. Об этом - мы не можем атаковать, лишь парировать вражеские атаки в определённый тайминг. Пара парирований и враг теряет равновесие, что позволяет нам его убить. С такой системой боёв столкновения даже с двумя врагами становятся фатальными для нас, а если играть на максимальной сложности, то нас убивает любой пропущенный удар, а пропустить его легко. Вдобавок враги не дураки, они умеют метать ножи, вытаскивать нас из под столов и отдавливать пальцы, если мы висим на уступе. Плюс они часто оборачиваются и довольно хорошо видят даже на среднем уровне сложности. Также они любят поесть, если рядом есть миска с фруктами, а Стикс умеет плевать ядом... Синергия понятна? Помимо яда нам помогают убивать и избегать противников особые способности, доступные за счёт янтаря - создание клона, янтарное зрение и невидимость. Что делает последняя - думаю, понятно. Янтарное зрение подсвечивает нам интерактивные объекты и врагов, а с прокачкой можно видеть сквозь стены. Клон же - самый универсальный навык. Стикс, извиняюсь за французский, блюёт янтарём, из которого создаётся клон. Схватить врага и убить самому, спрятать клона в шкаф, чтобы он убил проходящего мимо противника, отравить еду, использовать его как лестницу... спектр применения широк.
А теперь о потёртостях. Локаций в игре в два раза меньше, чем уровней. А знаете почему? Мы сначала идём в одну строну, а потом в другую, повторяя локации. Это в своё время сожгло стулья многих игроков, но лично мне эти локации чувствовались по разному, особенно с разными противниками. Так же из косяков - графика. Она могла быть лучше, скажем так. Анимации тоже временами фигня, но тут всё получше. И последнее, моё личное - музыка в Убежище, куда мы возвращаемся после миссий, очень похожа на музыку из "Огонь и Вода", а меня эта игра в своё время так достала... В остальном музыка очень хороша, особенно в меню.
Ну что, мой вердикт (как давно я этого не писал) - игра хорошая, но прямо понравится она только фанатам чистого стелса, тем, которые Thief по сто раз проходят, всё выполняя. Правда, чистота янтарной капли стелса омрачается потёртостями возможности прямого столкновения. Лично мой рекорд - 3 побеждённых врага в одной битве, причём они все набросились одновременно. Но игру рекомендую.
Ну-с, вот и конец. Сейчас 4:45 ночи, я дописываю эти строки, мне надо решать множество расчёток по матеше... но я счастлив. Мне, оказывается, не хватало процесса написания статей. Даже не думал об этом. Но я прощаюсь и иду страдать над математикой. Удачи!
P.S. Я, оказывается, в районе полутора часов потратил на это. Надеюсь, вам понравилось.