Все знают картину Репина, где грустные неумытые мужчины тянут купеческую баржу по матушке Волге. Картина стала символом угнетения народа в эпоху царизма, о чем постоянно напоминали на уроках в школах. Однако меня маленького все время мучал вопрос, зачем бурлаки тащат все на себе, если есть пароходы, лошади и быки?
Собственно тащить на своих двоих Русь любила с первобытных времен. Вспомним знаменитые древнерусские волоки, когда ладьи и драккары перетаскивали между реками вручную экипажи мускулистых викингов и славян.
Рядом ошивалось местное население, помогавшее им за денежку, на волоках возникли целые команды, к мужчинам пришли женщины и родились деревни и города волока. С тех времен остались названия населенных пунктов: Гусь-Волок, Цып-Волок, Вы́шний Волочёк и другие.
Волок ставший бурлачеством, продолжал цвести и дальше, даже когда волоки сменили прорезанные водные каналы между реками, и тащить по суше корабли было не надо. Успешно конкурируя с парусной тягой в средневековье, и с паровым флотом в начале 20 века бурлаки были нарасхват.
Секрет конкуренции был прост - крестьянский труд в России настолько дешев, что никакой пароход не мог сравниться с мужицкими руками в стоимости. Даже лошади были дороже, чем люди. Лошадей надо покормить, следить чтобы не порезали волки, лошади сами не смогут сообразить как стащить баржу, севшую на мель.
Однако бурлаки сменившие древнерусский волок не были несчастными, угнетаемыми парнями, скорее наоборот. Этот труд высоко оплачивался, не требовал ничего кроме физической силы, кормились бурлаки на убой. Эта работа эта была мечтой не только для бродяг и беглых преступников, но и даже для румяных фермеров. Даже женщины были бурлаками, до чего это выгодный заработок!
Существует некий миф, что бурлаки придумали окрошку, чтобы не тратить время на готовку. Этот миф придумали лентяи, тот кто не работал своими руками. Представьте, что шахтеры или металлурги будут кушать окрошку вместо супа с мясом и сокращать свой ужин, обед.
Да шахтеры с места не встанут через пару дней! А бурлаки это шахтеры, умноженные на два. Конечно, бурлаки питались не торопясь, исключительно сытным белком, чтобы больше заработать денег полученной энергией. Ведь тянуть баржи физически тяжело, даже если ты великан Валуев.
Попасть в бурлаки было непросто - артельщик подбирал себе артель из проверенных людей, так как отвечал деньгами и репутацией за график транспортировки и целостность баржи. А на барже вообще бил большой барабан, что координировал тягу и повороты всей артели, поэтому проходимцы в бурлаки попасть не могли.
Бурлаки работали до зимы примерно полгода, а остальную половину года жили на заработанное, возвращались в свои деревни ждать весны. А другие бурлаки просто пропивали выходное пособие за месяц. Бурлаков убила не забота или порицающая угнетение общественная мораль, а новая конкуренция.
В конце 19 века железная дорога истребила речные перевозки в России. С паровозами и вагонами, идущими по кратчайшему пути сквозь горы и лес, речной флот и бурлаки уже не могли сравниться. А Вы стали бы бурлаком, если бы предложили 100 тысяч рублей в месяц (з/п бурлака России на современные деньги)?
С вами Лукинский I Живая История!
Палец вверх, подписка — неоценимая поддержка моего труда