Итак, мы уже назвали две формы жизни. Одна форма, дающая нам возможность мыслить, и другая, стимулирующая рост, реакцию на окружающую среду и воспроизводство. Нам потребуется как-то обозначить эти формы жизни для дальнейшей беседы о них. Давайте назовем жизнь мысли умственной жизнью, так как она свидетельствует о наличии ума. Жизнь, признаками которой является рост, реакция на окружающую среду и воспроизводство, мы назовем физической жизнью, так как эта жизнь — жизнь тела (будь то тело растения, насекомого, животного или человека). Совершенно очевидно, что только тело способно расти и размножаться, очевидно и то, что все живые существа, включая человека, имеют физическую жизнь. Когда физической жизни наступает конец, мы говорим, что растение или животное умерло. Его тело постепенно разлагается и исчезает, оставляя после себя, возможно, скелет или окаменелый остаток.
Духовная жизнь
Уже сказанное, показывает, что нет ничего странного в идее существования нескольких форм жизни. Мы уже знаем, что у человека есть две формы жизни — умственная и физическая.
А существуют ли еще какие-нибудь формы жизни? Да. Самой важной формой жизни, говорит Библия, является духовная жизнь. Эта форма жизни самая важная потому, что это жизнь Бога.
Бог не имеет тела. Но Он может все и поэтому способен показать (или явить) Себя воплощенным в тело, как Он это сделал в образе Иисуса Христа. Но Богу не нужно тело, как оно нужно нам. Бог есть дух. Это означает, что Он не привязан к телу, подобно нам. Мы не можем быть в двух местах одновременно, потому что наше тело может находиться только в одном месте. Бог же может быть во многих местах одновременно. Несмотря на наше здоровье, наше тело болеет и, в конце концов, умирает. Но дух живет вечно, так как он не имеет тела, которое может заболеть или состариться.
Таким образом, ни дух, ни сам Бог не имеют физической жизни. Но, тем не менее, дух живет. Действительно, в Библии говорится, что Бог имеет «жизнь в Самом Себе». Это тоже самое если сказать, что Бог есть жизнь. Иисус говорил: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоан. 14:6).
Так как духовная жизнь—это жизнь Бога, и потому самая важная (она не прекращается, подобно умственной или физической жизни), я представлю формы жизни таким образом:
Итак, Дух, Которого мы называем Богом, не просто имеет жизнь, он Сам есть жизнь. Он источник жизни (всех ее форм, как мы рассмотрим позже). Таким образом, у нас есть три формы жизни. Давайте еще раз назовем их, чтобы лучше запомнить: