ВОЙСКО
Достопочтенный Али затрагивает также значение войска и его военачальников в защите страны и победах в военных походах:
«Выбирай военачальников из самых хороших и любящих помогать людей. Пусть предоставленные тобой им возможности дадут им и оставленным ими в тылу людям пространство для маневра, чтобы их внимание было сосредоточено на джихаде против врага. Если ты будешь вести себя с ними по-доброму, их сердца также будут питать к тебе любовь»[1].
По мнению Достопочтенного Али, военачальники должны быть добродетельными и надежными людьми, и им должны быть предоставлены все материальные и духовные возможности. Правители должны покровительствовать войску так, как покровительствуют родители своим детям.
«Ты должен так следить за поведением войска, как родители простирают крылья (своего покровительства) над своими детьми»[2].
ПОНИМАНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Достопочтенный Али всегда был сторонником мира. Основополагающими столпами политики в его понимании было восприятие войны как последнего средства, следование призывам к мирному соглашению и сохранение верности заключенному договору до последнего.
«Если враг призовет тебя к миру, не отвергай его предложение, потому что в этом есть довольство Аллаха. Ведь мир – это облегчение для войска. Он устраняет горести. Обеспечивает безопасность страны. Однако даже в мире берегитесь врага, потому что враг только и ждет момента, чтобы застать вас врасплох. Принимай меры и не поддавайся на их благие намерения. Когда ты заключил договор со своим врагом или дал ему слово, соблюдай его. Держи данное тобой слово и не поступай вероломно. Грудью защищай данное тобой слово, потому что из всех вещей, которые Аллах сделал обязательными, несмотря на различия во взглядах и требованиях людей, нет другой вещи, которая больше бы объединяла людей, чем верность договору. Эту вещь соблюдают между собой даже многобожники, которые опасаются предательства, пусть даже и не по отношению к мусульманам. Поэтому ты держи свое слово, не нарушай его. Не обманывай своего врага, потому что дерзит перед Аллахом своенравный и невежественный человек. Аллах сделал договоры и обязательства источником доверия между Его рабами. Он сделал его заветным местом, чтобы они могли находиться в нем под защитой. Люди сбегаются туда, чтобы найти там приют. Посему в этом отношении не может быть ни смутьянства, ни вероломства, ни обмана. Не заключай соглашений, которые могут обернуться трудностями. После того, как ты снискал доверие людей, не следуй лживым словам и не отклоняйся от истины. Не нарушай заключенного от имени Аллаха соглашения, даже если ты будешь вынужден это сделать. Вытерпи эту трудность, а потом жди, когда она пройдет. Исход этого лучше, чем вероломство, последствий которого ты опасаешься, и ответственность за него перед Аллахом. Короче говоря, не теряй ни этого мира, ни следующего»[3].
Достопочтенный Али не был сторонником военных действий, если на то не было крайней необходимости. Если проанализировать Верблюжью битву, сражения при Сиффине, Нахраване и другие походы, в которых Достопочтенный Али участвовал на протяжении жизни, мы увидим, что он отправлял послов и многократно призывал противоположную сторону к миру. Лишь когда все пути к миру были закрыты, он начинал войну.
Этому подходу Достопочтенный Али научился лично у Посланника Аллаха. Согласно свидетельству Сахля б. Са’да, во время завоевания Хайбара между Достопочтенным Пророком и Достопочтенным Али состоялся следующий диалог:
Достопочтенный Пророк сказал: «Завтра я вручу знамя тому, кто любит Аллаха и Пророка, а Аллах и Пророк любят его». На следующий день сподвижники рано утром пришли к Посланнику Аллаха. Каждый из них надеялся на то, что знамя будет вручено именно ему… В конце концов, Посланник Аллаха вручил знамя Достопочтенному Али. После этого Али спросил: «О Посланник Аллаха! Сражаться ли мне с ними до тех пор, пока они не станут такими, как мы?».
Достопочтенный Пророк сказал: «Пока они не прибудут на место, не торопись, будь спокоен, а затем призови их к Исламу и сообщи им об обязательных предписаниях Аллаха и столпах религии. Клянусь Аллахом, обретение хотя бы одним человеком истинного пути с твоей помощью лучше для тебя, чем красные верблюды»[4].
Достопочтенный Али, который на протяжении всей своей жизни следовал этому повелению, полученному от Пророка, завещал поступать так же всем, кто находился под его руководством.
Он советовал Малику внимать призывам к миру, а после заключения мира быть верным заключенному соглашению, потому что, по мнению Достопочтенного Али, в мире было довольство Аллаха, а мирное время – это время облегчения и счастья для войска. Верность договору и честное соблюдение соглашения очень важны. Пусть это и враг, но нужно следовать данному ему слову. Пойдя под давлением хариджитов на третейский суд и заключив соответствующее соглашение, Достопочтенный Али ждал решения третейских судей, но хариджиты обвинили Достопочтенного Али в неверии за то, что он согласился на третейский суд, и стали оказывать на него давление, требуя отказаться от этого решения. Однако Достопочтенный Али заявил им о том, что было заключено двухстороннее соглашение, им было дано слово, после чего было уже невозможно отойти от этого слова. В высказываниях и поступках Имама Али речь идет о полной гармонии на каждом этапе жизни человека. Даже в самые тяжелые и смутные времена он не прибегал к хитрости и интригам, не отказывался от данного им слова, не нарушал заключенных договоров. Достопочтенный Али говорит: «Не нарушай несправедливо договора, заключенного от имени Аллаха, даже если ты будешь в трудном положении. Терпи в трудности и жди, когда она исчезнет». По его мнению, лучше терпеть в этом мире трудности, чем понести ответственность перед Аллахом. Таким образом, человек не потеряет ни мирскую жизнь, ни вечную жизнь.
ТЮРЬМЫ
Первым из халифов, кто создал тюрьмы в современном смысле этого слова, был Достопочтенный Али[5].
Первую тюрьму, которая была создана Достопочтенным Али в Куфе, называли Ан-Нафи[6].
Поскольку при ее строительстве использовался тростник, заключенные легко совершали оттуда побег. Поэтому Достопочтенный Али построил новое здание из кирпича и назвал его Аль-Мухаййас[7].
Обеспечение находившихся в этой тюрьме заключенных едой и питьем, а также удовлетворение их потребностей в одежде было обязанностью государства. Первым эту практику ввел опять же Достопочтенный Али[8].
Достопочтенный Али заключал в тюрьму тех людей, которые устраивали беспорядки в каком-либо племени или общине, а расходы на их содержание обеспечивал за свой счет или из средств государственной казны[9].
Статья подготовлена по материалам переводов трудов Проф.Др. Хайдара Баша
[1] Ахд-наме. С. 21; Шарх Нахдж аль-Балага, с. 612.
[2] Ахд-наме. С. 22.
[3] Нахдж аль-Балага. С. 627.
[4] Сахих аль-Бухари, ар-Рикак. С. 18; Ахмад б. Ханбаль, т. 2. С. 194; т. 6, с. 450.
[5] Ибн ат-Талха, Акдийа. С. 5; Ибн аль-Асир, ан-Нихаййа. Т. 2. С. 8; Ибн Манзур, аль-Лисан. Т. 6. С. 74.
[6] Ибн ас-Сида, аль-Мухассас. Т. 20. С. 88; Ибн Манзур, аль-Лисан. Т. 6. С. 74.
[7] Аль-Джахиз, Аль-Байан. Т. 3. С. 86; Ибн ас-Сида, аль-Мухассас. Т. 20. С. 93; Ибн ат-Талха, аль-Акдийа. С. 5.
[8] Абу Йусуф, Аль-Харадж. С. 162; Аль-Каттани, ат-Таратиб. Т. 1. С. 300.
[9] Абу Йусуф, Аль-Харадж. С. 162.