А еще сейчас что-то говорят про современное поколение, которое выворачивают всю свою жизнь наизнанку в соц. сетях. Чем лучше был Лев Толстой? Уже при жизни имевший огромный авторитет и популярность, он отлично знал, что все дневники получат широкую огласку рано или поздно. Почему он не уничтожил эти записи - вот что мне странно.
С детства нам внушают, что Толстой - это эдакая глыба, Человечище, философ и моралист. Впрочем, как раз благодаря дневникам, все узнали, что и на солнце есть пятна. И даже что великий Лев был склонен ко многим людским порокам, в чем охотно и со странным мазохистским удовольствием, признавался.
Пробы пера
Имея привычку подробно описывать все, что с ним происходит, не обошел стороной и первый любовный опыт:
И я совершил этот акт, я потом стоял у кровати этой женщины и плакал.
Уже здесь возникает вопрос. Он что, думал, что забудет это когда-нибудь? Смысл вот это писать? Или по логике писателя, хотел запечатлеть малейшие движения чувств? Недаром, про Толстого писали, что интересовало его все: как рождаются, как умирают. И он даже бегал смотреть на роды и никакие события не проходили мимо него.
Самую большую ошибку, связанную с дневниками, Толстой совершил, когда дал прочитать их юной невесте. Ему-то было уж 34 года, а ей 18. И вот, представьте, на юную девушку выливается такой ушат, где подробно описаны все похождения жениха. Да еще и такая строчка:
[17 марта 1847 года. Казань]. 17 Мар. Вотъ уже шесть дней, какъ я поступилъ въ клинику, и вотъ шесть дней, какъ я почти доволенъ собою. — Я получилъ Гонарею.
Неудивительно, что она идет под венец в слезах. Хорошее начало и залог счастливой жизни, неправда ли. Бежать бы ей без оглядки, но "тот, кто направляет мой корабль, уж поднял парус".
Роковая Аксинья
Была там глава и про страсть к крестьянке, даже любовь к ней. Софья вспоминает:
Там он описывал и свою связь с Аксиньей, бабой Ясной Поляны. Я пришла в ужас, что должна жить там, где эта баба. Я плакала ужасно, и та грязь мужской холостой жизни, которую я познала впервые, произвела на меня такое впечатление, что я никогда в жизни его не забыла.
Потом та самая крестьянка приходит в усадьбу мыть полы, а Софья думает страшное:
Мне кажется, я когда-нибудь себя хвачу от ревности. «Влюблен, как никогда»! И просто баба, толстая, белая — ужасно. Я с таким удовольствием смотрела на кинжал, ружья. Один удар — легко. Я просто как сумасшедшая.
и
Да если бы в нем было немножко больше деликатности, он не называл бы своих бабьих героинь Аксиньями.
Ведь Толстому было дневников мало, все личные переживания он переносил в произведения (что логично для писателя и, опять же, дневники при этом вести не обязательно!). Почему супруга не могла просто выгнать крестьянку, а мучиться от ревности, совершенно непонятно при этом.
"По мотивам" этой своей страсти Толстой пишет роман "Дьявол". Здесь у него хватило деликатности не показывать ее жене, уж больно откровенно описывает он влечение к Аксинье.
Рожать! Пока можешь, и даже если не можешь
Из жены Софьи Лев Толстой тоже, видимо, пытался сделать крестьянку. Стремясь в быту даже не к простоте, а прямо-таки к убожеству, он еще в придачу пытался приучить супругу "к скотному и молочному делу". При этом дети появлялись исправно:
Я была беременна Таней уже пять месяцев, но меня не нежили и не берегли, напротив, я должна была ко всему привыкать и приспособляться к деревенской жизни, а городскую свою, изнеженную - забывать.
Из 13 умерло пятеро. Этого можно было избежать, если бы Толстой послушал докторов, которые после сложных шестых родов запретили продолжать. Но это шло вразрез с идеями писателя. Ведь близость без деторождения - грех:
Кто ты? Мать? Ты не хочешь больше рожать детей!
Кормилица? Ты бережешь себя и сманиваешь мать у чужого ребенка! Подруга моих ночей? Даже из этого ты делаешь игрушку, чтобы взять надо мной власть!
А идея о том, чтобы вовсе обойтись без близости, видимо, не пришла ему в голову. Увы, врачи были правы. Следующие трое детей умерли в младенчестве.
Ну и, дальнейшие свистопляски непонятого Льва Толстого, как то приучение детей к тяжелому труду, что шло вразрез с воспитанием детей их круга, вегетарианство, распространяемое на всю семью, отказ от денег и премий - все подробно описано. Как и недовольство, противоречия, непонимание. Супруга тоже не отставала. Ощущения свои не скрывала. Было и хорошее, что также описано подробно.
Это все понятно. Но некоторые откровения, по моему скромному мнению, могли бы уж они на старости лет и уничтожить, а не оставлять в веках. А то прямо читать неудобно. А то, что они знали и, видимо, хотели, чтобы об этом узнали все - очевидно.
Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал! Здесь еще много интересного. Например:
Эффектный ответ Агаты Кристи мужу-изменщику
Чарльз Диккенс и его жена Кэтрин: абьюз по-Викториански
Жизнь как американские горки: блеск и нищета Франсуазы Саган
Экзюпери и Консуэло: нецветочная любовь Нарцисса и Розы