Любая революция вносит серьезные коррективы не только в жизнь взрослых, но и детей. Сто лет назад работа советских детских учреждений (детсадов, кружков, школ и т.д.) была направлена на формирование «нового человека», где во главу угла ставились чувства товарищества и коллективизма, и, конечно, вера в идеалы новой страны Советов. Об этом подробнее - в статье кандидата исторических наук Ильнары Ханиповой.
"... Действенным средством коммунистического воспитания детей – будущих строителей общества социальной справедливости являлись игры, развивавшие в детях «чувство преклонения и восторга перед вождями рабочего класса, невольное стремление “быть как Ленин”, “быть как Троцкий”». Ребята первых советских десятилетий играли в такие игры как Ленин и Троцкий, «Красноармейцы», «Буржуи и рабочие»", - пишет Ильнара Ханипова.
Как детские картинки с зайчиками и лисичками превращались в портреты революционеров
"Революционная тематика присутствовала и в настольных играх. В лото, например, вместо карточек с номерами использовались карты с портретами, вместо бочонков – билетики с именами революционеров – П.А. Алексеева, А. Арну, Г. Бабефа, В.И. Засулич, М.И. Калинина и других. По сути, во время игры происходило политпросвещение – дети с детства знакомились с жизнью и деятельностью русских, итальянских, немецких, французских революционеров.
Строительные игры, имитировавшие производственные процессы взрослых, были направлены на формирование опыта коллективного труда и коллективной жизни. Аналогичный функционал несли и книги для детей ранней советской эпохи, в которых новый режим пропагандировался через рассказы и иллюстрации.
Само празднование Октября помимо образовательных выполняло еще и агитационно-пропагандистские задачи.
Игры-инсценировки в Казани
Во время празднования революционных праздников в Казани устраивались массовые игры-инсценировки.
Архивные источники свидетельствуют, что в детских садах г. Казани первых советских десятилетий предлагались разнообразные программы в зависимости от возраста. Старшие группы могли пойти на экскурсию в пионерский клуб, средние участвовали в инсценировках, а младшие – просто рассматривали картинки и иллюстрации об октябре в книгах и журналах.
К примеру, старшая группа Казанского детсада №35 ведя коллективную подготовку к Октябрьскому празднику, украсила садик рисунками и плакатами, уголок Ленина – альбомом с впечатлениями детей о празднике. Средняя группа детсада №41 – провела «декоративные работы» по украшению помещений детского учреждения осенней зеленью (как правило, это были ветви хвойных деревьев и листва, переплетенные кумачовыми лентами).
Все детсадовцы в обязательно порядке разучивали революционные песни, учились маршировать строем, рассматривали картинки из журналов и альбомы об Октябре. С ребятами проводились беседы «О жизни трудящихся прежде и теперь», «Жизнь бедных детей и сирот прежде и теперь», «Почему детям теперь лучше», «Роль Ленина в Октябрьской революции», «Что дала Октябрьская революция рабочим и крестьянам» и т.п.
В школах же проведение праздника повторяло шаблоны мероприятий для взрослых – торжественные заседания, доклады пионеров и комсомольцев, беседы о празднике и концерты с исполнением Интернационала, декламаций, инсценировок и «живых» картин.
Даже в тяжелые голодные годы (а на октябрь 1922 г. пришлось и празднование 5-й годовщины Октябрьской революции, и созыв 4-го Конгресса III-го Коммунистического Интернационала) обращалось серьезное внимание местных властей на организацию праздника. Во всех детских учреждениях, в библиотеках учителями, руководительницами давались соответствующие разъяснения о значении Октябрьской революции, о значении Коминтерна в деле развития международной революции и коммунизма, и по возможности устраивались специальные угощения («сласти») для детей.
Осенью 1925 г. ребята из эвакоприемников и детдомов г. Казани ходили на городскую демонстрацию, принимали участие в торжественных заседаниях, посвященных Октябрьской революции, вечерах декламаций и концертах".
Публикация подготовлена по мотивам статьи:
Ханипова И.И.
Общественно-политическое воспитание дошкольников в 1920-1930-е гг. // История и культура народов Поволжья: региональные аспекты исследования. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. С. 57-67.
Читайте также: