Найти тему
History by Инородец

После Октября: воспитание "нового человека"

Любая революция вносит серьезные коррективы не только в жизнь взрослых, но и детей. Сто лет назад работа советских детских учреждений (детсадов, кружков, школ и т.д.) была направлена на формирование «нового человека», где во главу угла ставились чувства товарищества и коллективизма, и, конечно, вера в идеалы новой страны Советов. Об этом подробнее - в статье кандидата исторических наук Ильнары Ханиповой.

"... Действенным средством коммунистического воспитания детей – будущих строителей общества социальной справедливости являлись игры, развивавшие в детях «чувство преклонения и восторга перед вождями рабочего класса, невольное стремление “быть как Ленин”, “быть как Троцкий”». Ребята первых советских десятилетий играли в такие игры как Ленин и Троцкий, «Красноармейцы», «Буржуи и рабочие»", - пишет Ильнара Ханипова.

Как детские картинки с зайчиками и лисичками превращались в портреты революционеров

"Революционная тематика присутствовала и в настольных играх. В лото, например, вместо карточек с номерами использовались карты с портретами, вместо бочонков – билетики с именами революционеров – П.А. Алексеева, А. Арну, Г. Бабефа, В.И. Засулич, М.И. Калинина и других. По сути, во время игры происходило политпросвещение – дети с детства знакомились с жизнью и деятельностью русских, итальянских, немецких, французских революционеров.
Песни Октября тоже служили целям воспитания "нового человека".
Песни Октября тоже служили целям воспитания "нового человека".
Строительные игры, имитировавшие производственные процессы взрослых, были направлены на формирование опыта коллективного труда и коллективной жизни. Аналогичный функционал несли и книги для детей ранней советской эпохи, в которых новый режим пропагандировался через рассказы и иллюстрации.
Само празднование Октября помимо образовательных выполняло еще и агитационно-пропагандистские задачи.

Игры-инсценировки в Казани

Во время празднования революционных праздников в Казани устраивались массовые игры-инсценировки.
Архивные источники свидетельствуют, что в детских садах г. Казани первых советских десятилетий предлагались разнообразные программы в зависимости от возраста. Старшие группы могли пойти на экскурсию в пионерский клуб, средние участвовали в инсценировках, а младшие – просто рассматривали картинки и иллюстрации об октябре в книгах и журналах.
К примеру, старшая группа Казанского детсада №35 ведя коллективную подготовку к Октябрьскому празднику, украсила садик рисунками и плакатами, уголок Ленина – альбомом с впечатлениями детей о празднике. Средняя группа детсада №41 – провела «декоративные работы» по украшению помещений детского учреждения осенней зеленью (как правило, это были ветви хвойных деревьев и листва, переплетенные кумачовыми лентами).
Все детсадовцы в обязательно порядке разучивали революционные песни, учились маршировать строем, рассматривали картинки из журналов и альбомы об Октябре. С ребятами проводились беседы «О жизни трудящихся прежде и теперь», «Жизнь бедных детей и сирот прежде и теперь», «Почему детям теперь лучше», «Роль Ленина в Октябрьской революции», «Что дала Октябрьская революция рабочим и крестьянам» и т.п.
В школах же проведение праздника повторяло шаблоны мероприятий для взрослых – торжественные заседания, доклады пионеров и комсомольцев, беседы о празднике и концерты с исполнением Интернационала, декламаций, инсценировок и «живых» картин.
Октябрьские песенки  должны были создавать праздничное настроение
Октябрьские песенки должны были создавать праздничное настроение
Даже в тяжелые голодные годы (а на октябрь 1922 г. пришлось и празднование 5-й годовщины Октябрьской революции, и созыв 4-го Конгресса III-го Коммунистического Интернационала) обращалось серьезное внимание местных властей на организацию праздника. Во всех детских учреждениях, в библиотеках учителями, руководительницами давались соответствующие разъяснения о значении Октябрьской революции, о значении Коминтерна в деле развития международной революции и коммунизма, и по возможности устраивались специальные угощения («сласти») для детей.
Осенью 1925 г. ребята из эвакоприемников и детдомов г. Казани ходили на городскую демонстрацию, принимали участие в торжественных заседаниях, посвященных Октябрьской революции, вечерах декламаций и концертах".

Публикация подготовлена по мотивам статьи:

Ханипова И.И.

Общественно-политическое воспитание дошкольников в 1920-1930-е гг. // История и культура народов Поволжья: региональные аспекты исследования. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2011. С. 57-67.

Читайте также:

Два октябрьских дня в Казани глазами одной гимназистки