Найти тему

Можно ли измерить счастье?

Такую расплывчатую концепцию как "счастье" даже определить-то сложно.

Такую расплывчатую концепцию как "счастье" даже определить-то сложно. У каждого из нас свой взгляд, и если я попрошу всех подписчиков Хронологии поделиться идеями, ни одного одинакового ответа не найдётся. Но учёные на то и учёные, чтобы справляться с такими хитрыми задачами. Поэтому психологи не только разрабатывают целые теории о счастье (aka субъективном благополучии), но и вполне себе измеряют его.

На "Науке счастья" мы как раз оцениваем уровень счастья сразу несколькими способами, а потом смотрим, насколько выросли цифры после окончания курса. Расскажу про один из способов — PERMA.

Эту модель разработал один из пионеров позитивной психологии, Мартин Селигман (1). Она строится на представлении о том, что в течение жизни человек само-актуализируется и "расцветает". Индивидуальное благополучие, то есть хорошая жизнь, при этом складывается из нескольких элементов, которые подпитывают эту актуализацию и служат внутренним источником мотивации. Собственно, PERMA — это акроним, который объединяет пять главных элементов счастливой жизни по теории Селигмана. Каждый из этих элементов положительно коррелирует с физическим здоровьем, удовлетворённостью работой и жизнью в целом (2).

Разберём по отдельности. Считать пока ничего не будем, но ты сможешь понять, какая сторона "проседает", а что уже в порядке.

- P — Positive emotion (положительные эмоции)

Тут всё интуитивно понятно: радость, любовь, заинтересованность, сострадание, надежда, благодарность — все эти ребята сигнализируют, что всё идёт правильно, и противодействуют отрицательным эмоциям. Как иногда случайный жест доброты вроде приятного сообщения мгновенно делает тяжёлый день лучше.

Чем больше положительных эмоций человек переживает каждый день и чем лучше умеет их замечать и наслаждаться ими, тем устойчивее он становится ко всем невзгодам и сложностям — неважно, физическим, умственным или психологическим. Чтобы добавить радости в свою жизнь, надо не бояться прослыть эгоистом и делать то, что нравится: уделять хотя бы 15 минут хобби, слушать любимую музыку, проводить время с близкими и друзьями (с которыми правда хочется, а не потому что надо) и так далее.

- E — Engagement (вовлечённость)

Это про чувство сопричастности и единения. Go with the flow, как говорится, без сопротивления. Когда живёшь настоящим и целиком погружаешься в действие, которым занимаешься прямо сейчас. Здесь можно вспомнить про поток — это как раз состояние, где вовлечённость раскрывается на полную. Для этого важно задействовать свои сильные стороны и делать то, что получается хорошо (не обязательно с первого раза))

Если хочешь прокачать этот элемент счастливой жизни, надо изучать себя, чтобы понять, в чём твоя сила и как её использовать — желательно разными путями. Моя, например, — организация всего и вся. Я использую эту способность в разных формах в личных делах, учёбе и бизнесе. Ещё советуют учиться жить в моменте, даже если момент самый скучный вроде мытья посуды.

- R — positive Relationships (позитивные отношения)

Здесь речь идёт о любых отношениях с людьми, будь то семья, друзья, менторы, коллеги или кто-то ещё. Главное — это чувство, что тебя поддерживают, любят и ценят. Всё ж таки мы социальные существа.

Отношения укрепляются, если регулярно делиться хорошими новостями и праздновать успехи: искренняя радость и поддержка помогают создавать более здоровые отношения, чем жалобы и негативные комментарии по любому поводу (3). Понятно, что в жизни всякого хватает и поплакать в жилетку тоже надо, но главное не перебарщивать.

А если хочется найти новых друзей, попробуй присоединиться к группе единомышленников — командный спорт, групповые занятия (йога, танцы, вокал), тематические экскурсии, онлайн-курсы с семинарами и тому подобнее. И всегда можно перевести простых знакомых на уровень друзей: смело возобновляй старые контакты и задавай побольше вопросов, чтобы узнать новых знакомых лучше.

- M — Meaning (значимость, осмысленность)

Великие слова "смысл жизни" рано или поздно приходят в голову каждому. Хочется знать, что не просто так живёшь и работаешь. Вот это чувство причастности к какой-то высшей цели и есть Meaning в системе PERMA. Для каждого смысл будет своим, но главное, что это помогает отсеивать ненужное и концентрироваться на том, что действительно важно, даже если достичь этого трудно. Для кого-то работа становится центром жизни, а кто-то раскрывается через творчество, социальную активность или, скажем, семейные отношения.

Что именно будет тем самым смыслом для тебя зависит от личных ценностей, поэтому и поддерживать этот элемент счастья можно через их реализацию. Работать там, где миссия компании согласуется с твоими убеждениями; пробовать разные виды творчества, чтобы понять, как ты можешь выразить себя; волонтёрить, помогать окружающим и просто заботиться о тех, кто рядом. Кто людям помогает, тот тратит время *не зря.* А **Шапокляк просто Селигмана не читала.

- A — Accomplishments/Achievements (достижения)

В модели PERMA это широкое понятие, которое включает не просто достижения в привычном смысле, а всё, что касается того ощущения удовлетворённости и гордости за себя, когда много работаешь и достигаешь цели или развиваешь навыки. Медальку, может, никто и не дал, но ты чувствуешь, что стараешься не зря. Причём и стараешься-то не ради условной медальки, а потому что тебе интересно и хочется идти вперёд.

Соответственно, наибольший вклад в Accomplishment вносят цели, растущие от внутренней мотивации, а не от внешней (как в случае с признанием или деньгами). Тут полезно ставить правильные, достижимые цели, анализировать прошлые успехи и праздновать заслуженные победы.

Что из этого тебе хотелось бы развить?

А может, Селигман упустил что-то и ты хочешь добавить ещё пункт к PERMA? Я бы в свою личную систему добавила физическое здоровье, потому что без него всё остальное поддерживать трудновато.

— — — — —

1) Seligman, M. (2018). PERMA and the building blocks of well-being. The Journal of Positive Psychology, 13(4), 333-335.

2) Kern, M., Waters, L., Alder, A., & White, M. (2014). Assessing employee wellbeing in schools using a multifaceted approach: Associations with physical health, life satisfaction and professional thriving. Psychology, 5(6), 500–513.

3) Siedlecki, K. L., Salthouse, T. A., Oishi, S., & Jeswani, S. (2014). The relationship between social support and subjective wellbeing across age. Social Indicators Research, 117(2), 561–576.