Найти в Дзене
Лилия Габдрафикова

Знаменитые татарские деревни: Актаныш авылы

Актаныш является одним из старинных населенных пунктов восточного Татарстана. Первые упоминания относятся к началу XVIII столетия. Согласно данным первой царской ревизии 1722 года, в деревне Ахтаныш при речке Ахтаныш насчитывалось 12 дворов, где проживало 30 ясашных татар мужского пола.

Конечно, на самом деле населения было больше. Ведь эти края являлись традиционным местом кочевий татар-ногайцев. Именно поэтому с западных районов сюда переселялись и другие татары.

Еще через два десятилетия, во время второй ревизии 1743 года в Актаныше было зафиксировано 54 жителя мужского пола, также состоявших в сословии ясашных татар.

Карта Актанышского района.
Карта Актанышского района.
Село Актаныш имеет интересную историческую судьбу: из скромной татарской деревни ХIX века уже к началу следующего ХХ-го вырос целый административный центр.

Хотя, и в XVIII столетии, и в начале ХХ века здесь был только один мусульманский приход. Но именно махалля во главе с имамом оставалась сердцем любого татарского населенного пункта: это был социальный институт, контролировавший общественную и частную жизнь, сохраняющий и развивающий духовную культуру народа. Актанышская соборная мечеть перестраивалась несколько раз, а имамами в это время служили Динмухамет Нурмухаметов, Мухаметсадык Гадильшин, Хафизитдин Габитов и другие муллы.

В начале ХХ века при мечети работали мужское медресе и женский мектеб. Актанышское мужское медресе размещалось в просторном помещении, состояло из двух корпусов. В медресе в это время обучалось 100 учеников, а в мектебе - 40 учениц. Для дореволюционного времени это было прогрессивным явлением, обучение девочек в специальной женской школе.

Экспонаты из Актанышского краеведческого музея. Фото мое.
Экспонаты из Актанышского краеведческого музея. Фото мое.
Все эти передовые явления в небольшой татарской деревне были связаны с личностью Хафизитдина хазрата Габитова. Он был имамом нового поколения, старался не отставать от последних веяний эпохи джадидизма. В Актанышском медресе и мектебе учились по новому методу – ысул жәдид. Поэтому это учебное заведение пользовалось популярностью во всей округе.

Одним из факторов развития для многих населенных пунктов являлась торговля. Не стал исключением и Актаныш XIX века. А где татары, там всегда найдется место и предпринимательству. Еще со второй половины XIX века в Актаныше проходила осенняя ярмарка, что, безусловно, оказывало положительное влияние на развитие татарской деревни. Были и постоянные торговые лавки, пекарни.

Дом актанышского купца Шагигали бая Мухитова. Фото А.И. Ногманова.
Дом актанышского купца Шагигали бая Мухитова. Фото А.И. Ногманова.

В начале ХХ столетия в Актаныше занимались торговлей Минзян Абдулмазитов, Вакиль Рахматуллин, Шагигали Мухитов, Габдрафик Гадыльшин, Нургаян Гайнанов, Мадьян Габдулмазитов, Хабибулла Файзуллин и другие предприниматели. Расположение у реки Агидель способствовало развитию хлебной торговли. Крупными хлеботорговцами из Актаныша были Минзян Абдулмазитов и Шагигали Мухитов. В деревне у каждого из них было по 3-4 хлебных склада.

Конечно, помимо торговли, основным занятием жителей Актаныша оставалось земледелие и скотоводство. Развивались и мелкие промыслы. Местное население всегда отличалось трудолюбием и целеустремленностью.

Накануне революции в Актаныше имелась почтовая станция, телеграфное отделение. В это время здесь проживало более 1000 жителей. Конечно, это был тогда не самый крупный населенный пункт края: по численности уступал многим соседним селениям. Например, Такталачуку, Поисево, Новому Алимово и другим. Но в 1930 году именно скромный, но очень крепкий Актаныш на реке Белой стал районным центром. И это уже совсем другая история.

Читайте также:

Январский Актаныш: татарский язык, Агидель, буран и конференция!

О чём рассказывают экспонаты из Актанышского музея?

Знаменитые татарские деревни: Әлмәт авылы