Чудак. Герой анекдотов. Таким представлялся принц Александр Ольденбургский великосветским сплетникам. Рьяный энтузиазм, с которым Его Высочество пытался обустроить как можно лучше всё, за что брался, многим казался недостойным его высокого положения. Однако никто из тех, кто считал принца сумасбродом, а его интерес к медицинским открытиям поводом для шуток, не представлял, что спустя время принца Ольденбургского назовут избавителем от самых страшных болезней.
Александр родился в семье принца Петра Ольденбургского, внука Павла I и Терезии,принцессы Нассауской. Старший брат и две сестры Александра умерли от туберкулёза. Но самым ужасным для юного принца стала смерть Екатерины, с которой он был особенно близок. Возможно, эта потеря поселила в его сердце совсем не типичную для августейшего отпрыска мечту — стать медиком.
Отец Александра был самым известным благотворителем в Империи.
Александр, как и отец, изучал право, увлекался науками, обожал биологию, и будь его воля, наверняка, пошёл бы в медики, но в силу традиций стал офицером. Военная стезя не принесла Его Высочеству успеха. Характером он пошёл в своего прадеда Павла I. Принц Ольденбургский в 26 лет был зачислен в гвардию и командовал полком, в 40 лет — корпусом. Однако, его строгость не граничила с сумасбродством. Весть о приближении принца вызывала среди офицеров нервную лихорадку, а на солдат наводила панику.
В итоге Александр III решил, что 45 летнему принцу лучше заниматься мирными делами.
То, что мешало военной службе, помогло в других сферах. Ещё во времена русско - турецкой войны, командуя бригадой, принц задумал реорганизовать госпитали, потому как большинство раненых солдат погибали не от ран, а от инфекций.
Одно из самых важных событий в жизни принца произошло благодаря одному частному случаю.
Осенью 1885 года Александр Петрович узнал, что одного из его офицеров покусала собака. В то время от «водобоязни» умирали тысячи людей, однако принц состоял в переписке с Луи Пастером и первым узнал о его открытии. Вместе с больным офицером в Париж отправился и его медик, которому было дано задание: освоить процесс получения препарата.
Пастер офицера вылечил, но лекарства не дал. Тогда Александр Петрович привлёк к работам ветеринара Гельмана и поручил разработать свою вакцину. Принц лично отправился во Францию —отказать ему учёный не смог и вскоре в столице открылась прививочная станция, названная «Пастеровской».
За два года на Аптекарском острове выросла целый лаборатория. Принц не жалел средств на своё детище, добавив к ним щедрые пожертвования.
Большинство венценосных родственников довольно скептически относились к новому проекту. Среди тех, немногих, кто одобрял идею, был великий князь Константин Константинович.
Совсем скоро злые языки были вынуждены замолчать. Торжественное открытие института Экспериментальной медицины состоялось 21 декабря 1890 года. Через несколько дней его осмотрел император. К удивлению многих государем был отдан приказ «взять институт на казённое содержание».
Появление института стало очень кстати. В январе 1897 года в Бомбее началась вспышка бубонной чумы и в Европе началась паника.
Российская Империя перекрыла границы с Афганистаном и Персией, однако вскоре стали поступать известия о случаях заболеваний вблизи Астрахани. Николай II сразу учредил комиссию о мерах борьбы «КОМОЧУМ», которую и возглавил принц Ольденбургский.
Последним большим замыслом принца стал курорт Гагра. В 1901г. Николай II повелел обустроить климатическую станцию на Чёрном море, но фантазия принца превратила сухой приказ в мечту.
Он создал в Абхазии «русскую Ниццу». Александр Петрович отправился туда во главе целого отряда специалистов и развернул активную деятельность. Вскоре на месте дикого леса вырос курорт, особняки, виллы, рестораны и гостиницы.
Украшением города стал живописный парк, полный экзотических растений и цветов.
Среди легенд о принце есть история о трости, с которой он никогда не расставался. Её золотой набалдашник служил сосудом,куда Ольденбургский наливал первоклассный коньяк. Он мог угостить любого, кто на его глазах совершал что-то полезное. Но для того, кто нарушал порядок или уклонялся от обязанностей, трость становилась орудием наказания,не взирая на чины и ранги.
Однажды досталось одному губернатору, вздумавшему порыбачить в пруду парка.
Гагра стала любимым местом принца, но в 1914г. его отозвали в Петербург. В 70 лет Ольденбургского назначили на должность Верховного начальника санитарной части.
В 1917г., по настоянию врачей, Ольденбургский снова отбыл в свою любимую Гагру, а спустя две недели туда пришло известие о революционных событиях.
Принц отправился к императору в Могилев и по дороге узнал об отречении. Когда он оказался в Могилеве, туда же прибыли и революционные солдаты и рабочие. Они бросились к вагонам, требуя сдать оружие, но узнав кто находится в поезде— остановились. Один из рабочих, выступив вперёд, призвал не беспокоить почтенного старика и не шуметь около его вагона. Толпа стихла. И все ушли.
Судьба хранила принца. Незадолго до октября он вместе с семьёй уехал в Финляндию, затем поселился на Лазурном берегу.
Александр Петрович пережил жену и сына. Незадолго до кончины в 1929г. его посетил Иван Павлов, прибывший за границу в командировку. Великий учёный отдал 45 лет институту, созданному принцем, и все эти годы хранил портрет принца-изгнанника.
Александр Петрович Ольденбургский скончался 6 сентября 1932 года.