Народы Кавказа воспринимаются посторонним как монолит, но этот камень подобно граниту весь изрезан прожилками, и нет в природе одинакового. Горцы бывают мирными, временно мирными и совсем не мирными. Среди последних убыхи (пех) выделяются особенно своей храбростью, свирепостью и запредельной жестокостью. Какими они были, и где сейчас лучшие воины Кавказа?
Работорговля – норма жизни?
Даже те из нас, кто никогда не был на Кавказе, знают этот край по литературе. В частности, о черкесах много писал Михаил Лермонтов. Он, в отличие от модных сейчас писателей, работал «с натуры», находясь на службе в армии. У него не было причины думать о горцах хорошо, но он их и не демонизировал. Те, кто шел по его стопам, подробно изучили врага и знали его жизнь до мелочей.
Нравы Кавказа жестоки, потому что трудна жизнь. Места, конечно, красивые, но малокормные. Не стоит забывать и про специфический климат при полном отсутствии внятной медицины, зачатков гигиены и ресурсов, превращавший регион в откровенную «язву». Болезни косили горцев куда быстрее пуль.
Однако есть сравнительно небольшой участок побережья, где земля плодородна. Это участок между реками Шахе и Хоста. Собственно, это и есть феодальная Убыхия. Место очень удобное, поэтому поселения здесь фиксируются еще в Каменном веке. Ключевая точка - Вардане (Сюепсе), естественная природная гавань, чья глубина позволяет принимать морские суда (сегодня это окрестности Сочи в Краснодарском крае). Вот только что может предложить нищий Кавказ образца 17-18 века? Только людей.
Один красивый мальчик пяти-семи лет из местных стоил как два строевых коня, если переправить его в Тунис или Алжир. Ислам на подобные «шалости» смотрит негативно – вплоть до побития камнями, но традиция легальной проституции, которой как бы нет, но которая есть, неискоренимы.
Бизнес есть бизнес. Ничего личного
Если живешь среди людей, для которых зарезать соседа - не преступление, но подвиг, тебе нужно оружие и побольше. Но на Кавказе нет селитры и хорошего железа. Зато оно есть в Турции и Персии, как и устойчивый спрос на рабов разной категории.
Вот тут мы делаем круг и возвращаемся к убыхам, которых многие склонны ставить в пример как «щит» Кавказа от русской экспансии. Бизнес «люди-оружие», что подтверждено археологическими находками и письменными источниками, возник, когда русскими в регионе даже не пахло. А при русских сошел на нет.
Это факт, как и то, что княжеские роды Борзен и Диман (старшие среди убыхов) продавали, естественно, не своих родичей - «товар» добывался в набегах на соседей-горцев. Задолго до прихода в регион русских они буквально терроризировали окрестные племена.
Когда вспоминают знаменитых черкесов, речь идет, как правило, именно об убыхах. Они объективно были лучшими воинами Причерноморья, «бившимися отчаянно впереди всех, в отступлении — сзади всех». Но давайте не будем выкидывать слово «из песни»: роды Субешх, Хизе, Вардане, Псахе, Саше и Соцва – работорговцы, и все их подвиги были ради добычи.
А где народ?
Убыхи сделали ставку на Османскую империю, что, в целом, логично. Грабить смысла нет, если сбывать некуда. Рабы и добыча шли в Турцию через морскую пристань, в Трапезунд.
Но Запад есть Запад, Восток есть Восток, как говаривал мудрый Редьярд Киплинг. Когда немногочисленный (до 100000) народ проиграл свою войну, турки его «скушали» без соли. Национальная идентичность и язык утеряны, люди ассимилированы. Нет больше убыхов. К слову, все народы адыгской группы, которые приняли подданство Российской Империи, даже сегодня представлены все до единого.
Дело в специфическом полуфеодальном устройстве Великой Порты. Османы (турки как таковые) проживали в Стамбуле и Анатолии, все прочие люди делились на «сорта» исходя из их этнической и религиозной принадлежности. Смешение не допускалось.
С одной стороны, распространение ислама - естественный интерес для султанов, но экономика решительно против. Империя бесконечно воюет, воины у нее есть, но нет денег на армию и флот. Христиане (армяне, понтийские и островные греки, ассирийцы), а также другие «зимми», в частности, евреи – это «кормовая база». В армии они служить не могут, зато платят налоги: харадж и джизью. Нет иноверцев – нет денег. Простая, но архаичная налоговая система.
Убыхи были, как и все народы Кавказа, первоначально язычниками, но под влиянием Дагестана приняли ислам. Следовательно, и взять с них нечего.
«Последний из ушедших»
Нельзя рисовать историю лишь черной краской. Надо вспомнить и достойных. На кладбище в селе Хаджи-Осман (Турция) есть плита с надписью «Vubıh dilini ölümsüzlestiren bu dili yazıp konusabilen son Vubıh», что в переводе на русский значит: «Здесь лежит последний убых, обессмертивший убыхский язык, писавший и говоривший на этом языке».
Это могила последнего убыха Тевфика Эсенча, умершего в 1992.Этот выдающийся ученый был последним, кто знал этот ныне мертвый язык.
Работая с французским лингвистом Ж. Дюмезилем, он оставил подробную историю исхода народа в Турцию, записал мифы и легенды, составил опись традиций и обычаев. То, что мы знаем о культуре и лингвистике Северо-Западного Кавказа, - его заслуга.
Могла ли история убыхов иметь другой, счастливый конец, если бы они сделали верный выбор? Ведь он был, и адыги им воспользовались, став частью многонациональной России. Как думает почтенный читатель?
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ канале.