Подборка фотографий Советской авиации из Архива Государственного музея авиации Украины (Жуляны). Они сделаны в двух Киевских аэропортах: Жуляны и Борисполь. В очередной раз архивные фотографии широкой общественности любезно предоставил Антон Довбуш.
1. Посадка Ту-104Б СССР-42416 в Борисполе
Момент посадки пассажирского самолета Ту-104Б СССР-42416 в аэропорту Борисполь. Авиалайнер эксплуатировался в Московском управлении транспортной авиации (МУТА ГВФ) в 1959–1972 годах, в Ульяновской ШВЛП в 1972–1973 годах, в Ленинградском УГА в Пулково в 1973–1979 годах. Самолет списали в марте 1979 года по отработке общего срока службы. Обратите внимание на использовании тормозного парашюта. На первом снимке на заднем плане виден самолет Ан-10 с «шайбами».
2. Як-40 СССР-88187 в Жулянах
Самолет Як-40 СССР-88187 в Жулянах на рубеже 1980-х годов. Этот самолет, 1976 года выпуска, эксплуатировался в Белорусском УГА в Минске. После распада СССР, Як-40 передали в аренду в авиакомпанию «Латвийские авиалинии». В 1993 году самолет вернулся в Минск, где пролетал до 2013 года. Осенью 2013 года Як-40 был передан в музей авиации на аэродроме ДОСААФ – Боровая.
3. Взлет Ил-18 в Борисполе
Взлет самолета Ил-18 в Борисполе. Внизу фотографии виден силуэт бомбардировщика Ил-28. Разоруженные самолеты этого типа эксплуатировались в Аэрофлоте. Изначально на Ил-28, проходили обучение первые экипажи самолета Ту-104. Во время обучения их также использовали, в качестве перевозчиков матриц газет и срочной почты. Позже эти грузы стали возить на реактивном Ту-104.
Широкое применение в Аэрофлоте Ил-28 получил в роли зондировщика атмосферы. Бывшие бомбардировщики летали на разведку погоды на первых трассах самолета Ту-104. Их можно было встретить в аэропортах базирования самолета Ту-104. В Украинском ТУ ГВФ в Борисполе базировались четыре гражданских Ил-28 с опознавательными знаками: СССР-36583, СССР-63928, СССР-63937 и СССР-63948. Возможно на фотографии один из них.
4. Ту-104Б СССР-42430 в Борисполе
Самолет Ту-104Б СССР-42430 в Борисполе. Этот авиалайнер, 1959 года выпуска, всю свою жизнь проработал в Пулково. 16 апреля 1974 года Ту-104Б СССР-42430 в результате инцидента чуть было не столкнулся с Ил-62М СССР-86700 под Ленинградом. Списали самолет 30 июня 1977 года по отработке назначенного ресурса по полетам. Спустя какое-то время самолет разрезали на лом металлов на территории АТБ Пулково.
5. Як-40 СССР-88270 в Жулянах
Самолет Як-40 CCCP-88270 в Киеве в Жулянах в 1980-х годах. Этот самолет 1977 года выпуска эксплуатировался в Северо-Кавказском УГА в Ростовском авиаотряде. После распада СССР Як-40 достался авиакомпании «Донавиа». В 2002 году самолет ушел в Киргизию, оттуда в 2005 году в лизинг в Ливию. С 2011 года Як-40 не летает, находится на хранении в аэропорту Бенгази.
6. Aero Ae-145 CCCP-87727 в Жулянах
Самолет Aero Ae-145 CCCP-87727 в Киеве в Жулянах, на рубеже 1960-х годов. Aero Ae-145 – двухдвигательный поршневой гражданский самолет общего назначения, произведенный в Чехословакии. Он часто использовался на местных воздушных линиях. Aero Ae-145 CCCP-87727 эксплуатировался в Украинском ТУ ГВФ в Полтаве.
7. Як-40 CCCP-87703 в Жулянах
Самолет Як-40 CCCP-87703 в Киеве в Жулянах, на рубеже 1980-х годов. Этот самолет 1969 года выпуска, эксплуатировался в Украинском УГА в Одессе. Он был первый Як-40 в Одесском авиаотряде. Самолет списали 25 декабря 1987 года по отработке амортизационного срока службы. До 1999 года Як-40 CCCP-87703 находился в аэропорту Одессы, пока не был утилизирован.
8. Ту-104Б СССР-42444 в Борисполе
Самолет Ту-104Б СССР-42444 в аэропорту Киева – Борисполь, на рубеже 1960-х годов. Авиалайнер эксплуатировался в Московском управлении транспортной авиации (МУТА ГВФ) в 1959–1972 годах, в Украинском УГА в Одесском авиаотряде в 1972–1979 годах. Этот самолет 17 марта 1979 года потерпел катастрофу близ аэропорта Внуково, в районе Киевского шоссе. Вскоре, в ноябре 1979 года, все самолеты Ту-104 были выведены из эксплуатации в МГА СССР...
© Юрий Дорошенко
Продолжение следует...