Найти тему
DigEd

Сохранение чуда по мере расширения доступа

Оглавление

Автор Найджел Таббс

Не угрожает ли нам развитие двухуровневой системы образования - хорошего для элиты и профессионального обучения для остальных? Найджел Таббс призывает к восстановлению чуда в высшем образовании.

-2

В 1690 году философ Джон Локк написал:

Свеча, которая зажжена в нас, светит достаточно ярко для всех наших целей.

Чего он не добавил, так это того, что такая яркость несет в себе один из самых древних предрассудков западной культуры: не все заслуживают доступа к свету.

У горящей свечи много названий, но назовем ее светом высшего образования. С таким названием, с некоторым основанием можно задаться вопросом, действительно ли университеты в настоящий момент оказываются подходящими хранителями этого ценнейшего дара?

Сохраняя огонь

Традиция западного высшего образования издавна придерживалась мнения, что свет питается чудесами. Для Аристотеля, Альберта Эйнштейна и Карла Сагана удивление по поводу порядка и устройства природного мира стимулировало философские и научные исследования. Для Цицерона такое чудо было светом, в котором сияла природа богов. Рене Декарт называл чудо первой из страстей. А биолог Э. О. Уилсон говорит о врожденном и унаследованном чувстве удивления и восхищения особенностями нашей дикой экологии.

Но чудо в университетском образовании грозит стать в высшей степени избирательным. Те курсы, которые не подвергаются риску из-за отсутствия у студентов культурного капитала и его влияния на их будущие возможности трудоустройства, не должны заменять удивительный опыт чуда с опытом работы. Те курсы, которые расширяют участие наименее обеспеченных студентов, должны нести ответственность перед своим социальным классом. Любой курс, который не может привлечь финансово обеспеченных студентов, чтобы предотвратить возможное закрытие, должен будет заменить свет свечи на обучение, необходимое для соответствия показателям трудоустройства.

Не заслуживающие чуда?

Это логика очень древнего предрассудка. Света чудес заслуживают те, чей культурный капитал позволяет их предлагать на «дорогостоящих» курсах. Света не заслуживают те, чья нехватка культурного капитала делает их «малоценные» курсы уязвимыми для закрытия из-за показателей трудоустройства. Курс «низкой ценности» - это тот курс, который осмеливается зажечь свечу для тех, кого рынок считает не заслуживающими работы. Еще раз, социальный класс определяет, какое высшее образование заслуживают люди с точки зрения экономики.

John Locke
John Locke

Если свеча Локка должна гореть достаточно ярко для всех наших целей, она должна пролить свет на это древнее предубеждение о заслуживающих и недостойных, которое все еще разыгрывается. Дух Сократа, зажигающий свечу, не принадлежит некоторым. Он принадлежит всем. Это часто побуждает студентов хотеть поступить в университет, чтобы изучить вопросы, в которых заключены их загадки, будь то чудеса инженерии и медицины или несправедливость человеческого невежества, жадности и жестокости. Это вдохновение читать, учиться, писать, сочинять, выступать, думать самостоятельно, вступать в дискуссии и спорить с другими, выяснять, за что, по вашему мнению, стоит бороться в жизни, а затем посвятить себя жизни, которую поддерживают сопутствующие ценности. И вместе со всем этим начинается борьба за целостность, которая, несомненно, будет разворачиваться на протяжении всей жизни.

Поднимаясь по лестнице

Достойные, которые пировали при свете чудес университетского образования, теперь продают бедное видение высшего образования не заслуживающим его, удерживая их в заложниках у взятых им образовательных кредитов, делая вид, что защищают их от света, который, очевидно, не будет их потребностью в жизни, которую они, вероятно, будут вести. Любые претензии на повышение ожиданий менее обеспеченных людей сводятся на нет низкими ожиданиями образовательного характера курсов, которые считаются подходящими для них. Определение таких студентов как клиентов не означает, как заявляет правительство, их защиту от товаров с низкой стоимостью. Это умышленно и цинично ограничивает их ожидания от высшего образования. Это обнищание их надежд и ожиданий от университетов.

Этот цинизм будет более полно продемонстрирован, когда будут внесены изменения в систему финансирования, в частности, снижение порога погашения для выпускных зачётных кредитов. Это приведет к дальнейшему распространению уже существующего неравенства, когда выпускники, которые зарабатывают больше, платят меньше за более короткий период, множество выпускников, которые зарабатывают меньше, платят больше за более длительный период. Опять же, это наказывает финансово и интеллектуально тех, кто преследует чудо высшего образования из социального класса, который действительно должен ограничивать свои стремления получением степеней, являющиеся прямым обучением работе.

За пределами эффективности

Взятые вместе, это обедневшее видение высшего образования для последних обеспеченных дополняет обнищавшее видение общества в целом. Философ Люси Иригарай, напомнив нам, что «живое существо нуждается в чудесах, чтобы двигаться», также говорит об опасностях, которые теперь сопутствуют отсутствию чудес в общественной жизни.

Luce Irigaray
Luce Irigaray

Для культуры наблюдения и показателей, мы могли бы прислушаться к ее предупреждению: если не будет чуда, «разве машина постоянно не угрожает уничтожить нас из-за скорости своего ускорения?» Если нет чуда, можем ли мы смотреть и созерцать, как «машина из места, где она нас не видит?» А что касается вопросов расизма, женоненавистничества и отношения к миру природы, которые вдохновляют стольких будущих выпускников, если нет ничего удивительного, если мы не можем быть удивлены другим, тогда мы только сводим другого к себе и судим о них соответственно. Мартин Лютер Кинг дальновидно предупреждал в 1947 году, что образование, «которое останавливается на эффективности, может оказаться величайшей угрозой для общества».

Некоторым из нас нелегко принять подлую интригу этого предубеждения относительно прав заслуживающих и не заслуживающих. Некоторые из нас постараются сохранить то чудо, которого заслуживают все студенты в их высшем образовании. Это будет означать предоставление потенциальным студентам полной картины того, что такое высшее образование, в отличие от отдела по студенческим вопросам Министерства образования Великобритании и многих университетов. Но это будет сложно. Более бедные студенты могут нелегко согласиться с тем, что прекрасное высшее образование стоит их времени или денег. Тем не менее, в глубине души люди все еще удивляются своему индивидуальному и социальному существованию. И студенты по-прежнему надеются, что это может стать частью университетского образования. Возможно, свеча светит ярче всего в самые темные времена, потому что она светит бесцельно, и не выражает универсальное право человека на чудо тайны, вопрошания и критического понимания.

Источник