Найти тему
История моды с Марьяной С.

Разговор Моды со старинными платьями и недавними чепцами

Ах, старинная мода! Когда дело доходит до названий тех или иных предметов старинного гардероба, то порой мы можем что-то разъяснить, а порой доводится только гадать - что это, как оно выглядело?

И вот сегодня хочу познакомить вас с отрывком из книги 1791 года. И речь там пойдёт о нарядах, который уже тогда, в конце XVIII века, считались устаревшими! Но звучит всё это совершенно восхитительно! И орфографию оригинала (за исключением ятей и Ко) я старалась сохранять.

Слева - женский портрет, неизв. художник, перв. пол. XVIII в. Справа - портрет баронессы Марьи Яковлевны Строгановой, Роман Никитин, 1721-24. (сс) Wikimedia Commons
Слева - женский портрет, неизв. художник, перв. пол. XVIII в. Справа - портрет баронессы Марьи Яковлевны Строгановой, Роман Никитин, 1721-24. (сс) Wikimedia Commons

Итак, "Разговор моды со старинными платьями и недавними чепцами".

"Мода. Кто вы таковы, государыня моя?

Милосердная моя асударыня! Я называюсь шельмовка, прежде составляла род тёплой одежды, ни дать, ни взять безрукавную шубку, употреблялась вместо душегрейки и надевалась вот на их-то милость (указывает)...

- Добраго здравия и многия лета! Я называюсь шлафор и меня носили в тысяча семь сот... семь сот... не прогневайся на старушачью память... Прошу меня простить из уважения рукавов моих со складками и обшлагами, и состаривших меня трёх-аршинных фижм... Кума моя может вам о сём донести аккуратнее. Кумушка!

Слева - Дарья Алексеевна Голицына, справа - Мария Романовна Воронцова. Жан де Самсуа, 1756. (сс) Wikimedia Commons
Слева - Дарья Алексеевна Голицына, справа - Мария Романовна Воронцова. Жан де Самсуа, 1756. (сс) Wikimedia Commons

"- Я годов также сама не помню... А их кума! Всякому до себя. Я, многомилостивая моя государыня, называюсь полушлафор или балахончик; моя служба...

- Их молонья, красавица моя, от утра до вечера не переслушаешь. Послушай меня, старой старухи. Я называюсь кунтыш; и эти молокососы всем мои детки да внучатки. Подите сюда, кланяйтесь ея милости, смотритеж, в ножки; разскажите ей, нашей государыне, как вас зовут, а после я сама донесу, в чём состоит слёзная наша прозьба.

- Я называюсь польская шуба.

- Я кантус.

- Я шамлук.

- Я подкольной женский кафтан".

Слева - портрет Ксении Ивановны Тишининой, Иван Вишняков, 1756. Справа - портрет Екатерины Дмитриевны Голицино1, Луи Мишель Ван Лоо, 1759. (сс) Wikimedia Commons
Слева - портрет Ксении Ивановны Тишининой, Иван Вишняков, 1756. Справа - портрет Екатерины Дмитриевны Голицино1, Луи Мишель Ван Лоо, 1759. (сс) Wikimedia Commons

И все эти бедняги начинают жаловаться Моде, мол, за что же они изгнаны с пречестной их службе? Кунтыш плачется, что он ну хуже салопов; полушлафор заявляет, что он лучше скрывает телесные недостатки, чем новомодные платья; другие тоже говорят, что по сравнению с ними эти платья... Ругают они их, и не всегда добрым словом. :)

Слева - Варвара Алексеевна Шереметева, Пьетро Антонио Ротари, кон. 1750-х - нач. 1760-х. Справа -  Анастасия Михайловна Измайлова, Алексей Антропов, 1759. (сс) Wikimedia Commons
Слева - Варвара Алексеевна Шереметева, Пьетро Антонио Ротари, кон. 1750-х - нач. 1760-х. Справа - Анастасия Михайловна Измайлова, Алексей Антропов, 1759. (сс) Wikimedia Commons

Мода в затруднении! Мест-то уже не осталось, все заняты... однако если освободятся, обещает она, тотчас же их призовёт! Но тут же к ней приходят на поклон ещё и разные чепцы (вроде "королевина вставанья" и "королевина паденья"), и старинные ткани (раценель, канцемор, тафта свистун, счир) - те стали жаловаться на нынешние модные ткани, вроде Французской тафты, атласа и кисеи...

В общем, Мода их всех выставила вон. Всё уж, поезд ушёл. То есть карета!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory