После второй мировой войны, на подконтрольной СССР территории ГДР, существовала масса народных предприятий, выпускавших компактную и бюджетную технику, которая, несмотря на чрезвычайно скромные габариты, сумела обрести культовый статус во всем мире.
Одним из таких экземпляров стал знаменитый многоцелевой мини грузовичок Multicar, серийные партии которого, сходят с конвейера, по сей день.
Multicar – детище автокомпании Multicar Spezialfahrzeuge GmbH, единственного автомобильного предприятия в ГДР, которое сумело остаться на плаву после падения берлинской стены в 1989 году и объединения Германии. Впрочем, история компании началась намного раньше.
Изначально, будущее предприятие по производству «мультикаров», представляло собой механическую мастерскую по производству комплектующих для сельскохозяйственной техники.
Основал цех, в 1920 году, на территории крохотного восточногерманского городка «Вальтерсхаузен», немецкий предприниматель - Артур Адэ.
После второй мировой войны городок вошел в зону, оккупированную советским союзом, а затем стал частью ГДР. В 1948 году, предприятие Артура Адэ, становится государственной собственностью, трансформируется в народное предприятие и завод переоборудуют под производство компактных грузовых машин.
Первую опытную модель компактного класса, под индексом DK2002 производят в 1951. Образец представлял собой машину типа муравей с дизельным двигателем и открытой кабиной.
На 1956 год завод налаживает производство еще нескольких, более усовершенствованных моделей. С 1956 года предприятие запускает серию новых грузовичков под запатентованным названием - Multicar.
Первое поколение семейства – Multicar-21, выпускали с 1956 по 1964 год. Это необычная одноместная модель с открытой кабиной и передней дверкой, предлагала 5 типов съемных, хозяйственных устройств, включая снежный отвал и пескоразбрасыватель.
Водителю приходилось управлять машиной стоя, при помощи двух рычагов.
Машину оснастили одноцилиндровым дизельным мотором, мощностью 6 л. с. Предельная скорость грузовичка составила 15 км/ч.
Серию этих и последующих автомобилей семейства, выпускали под эгидой ИФА - Индустриального объединения автомобилестроителей ГДР, вплоть до интеграции восточной и западной германий.
Следующее поколение - Multicar-22, стартовало в 1964 и выпускалось до 1974 года.
Новая машина претерпела кардинальных изменений. Грузовик получил просторную, одноместную, закрытую кабину с рулем, удобным сидением и полным остеклением.
Сердцем аппарата стал дизельный двухцилиндровый движок, V-образной конфигурации, с воздушным охлаждением. Мотор агрегировали с трехступенчатой синхронизированной коробкой передач.
Мощность силового агрегата составила 13 лошадок, а максимальная скорость 23 км/ч. Базовая версия этого мини грузовика располагала бортовым кузовом.
В целом ассортимент навесного оборудования расширили до 10 видов. За всю историю было выпущено свыше 45 тысяч экземпляров данной модели.
Multicar-24 – четвертое поколение семейства, с самой короткой историей, серийного производства этих многоцелевых грузовичков, которое длилось всего 4 года, с 1974 по 1978.
Модель получила более мощный четырехцилиндровый движок, объемом 1997 см³, мощностью 45 лошадок. Максимальная скорость модели 50 км/ч, а грузоподъемность до 2,2 тонны. На момент снятия с производства, было выпущено порядка 25 тысяч экземпляров.
Следующее 5 поколение Multicar-25 стало самым массовым и популярным за всю историю линейки. Выпуск машин стартовал в 1978, а завершился в 1992 году.
Машина получила двухместную откидную кабину, под которую поместили мотор, мощностью 45 лошадиных сил.
Максимальная скорость модели составила 60 км/ч, грузоподъемность 2,3 т, а гама различного навесного оборудования, включала до 20 различных вариантов.
Грузовичок выпускали крупными партиями. При этом кроме внутреннего рынка, продукт экспортировали в СССР, соседние страны Европы, а также на запад. Всего Советский Союз получил свыше 25 тыс. таких машин.
После объединения германии в 1990 году, завод продолжал функционировать и выпускать «мультикары» которые ни на йоту не утратили своей актуальности.
С 1992 года стартует серийное производство шестого поколения знаменитой линейки, под маркировкой Multicar-26 Champion.
Новая модель предложила еще более широкую гамму модификаций, включающую самосвалы, мусоровозы, автомобильные краны и лестницы, погрузчики, поливальные, снегоуборочные машины, аэродромную технику.
Вдобавок впервые стало доступно два варианта кабины на 2 или 5 мест. Машину вооружили 78-сильным мотором Iveco, а максимальная скорость составила 90 км/ч.
В 1998 году тюрингскую фирму Multicar поглотила более крупная немецкая компания Hako Gruppe.
Впрочем, это не оказало негативного влияния на политику завода, даже наоборот исключило проблемы с финансированием будущих проектов. Поэтому с 2001 года стартовало серийное производство еще более продвинутых грузовичков «Мультикар-27», которое продолжается, по сей день.
В том же 2001 году, на свет появился самый мощный образец всей серии Мультикар-30 (Fumo) с мотором объемом 3000 см³, на 145 лошадок. Такой силовой агрегат обусловил показатели максимальной скорости до 110 км/ч. Индекс грузоподъемности этой модели составляет 2,7 т.
Вдобавок с 2004 года тюрингский завод запустил серийный выпуск «Мультикар-Tremo» самой компактной и маневренной модели семейства Multicar.
Изюминкой этого грузовичка стала система подруливания задних колес, которая позволяет машине двигаться боком. Несмотря на размеры, аппарат оснащают достаточно мощным 100-сильным двигателем объёмом 2000 см³.
Сейчас предприятие процветает в составе компании Hako и создает свою продукцию, как для внутреннего рынка, так и на экспорт в Россию, а также другие крупные государства планеты.
А что ты знаешь про мини-грузовик Multicar? Поделись в комментариях