«Прекрасно и неспеша». Так можно охарактеризовать наш субботний перегон с Азовского моря в горы. Давно ловлю себя на мысли, что больше становится поездок не из точки «А» в точку «Б», а просто ехать в удовольствие с какой то конечной или промежуточной точкой, но без соревнования. Как только вы проедете довольно быструю М4 и свернете на Тихорецк — вас ждет развеселая поездка по 2,5 полосам с ремонтами и контролем заезда «даже на сантиметр» за сплошную. Терпите, пейте кофе, разговаривайте, мечтайте, скоро горы.
«Смотри! Имперский штурмовик!» — наверняка так думают большинство людей впервые увидев этот памятник. На самом деле — это мемориальный комплекс — памятник защитникам перевалов Кавказа. Кстати — является единственным на Северном Кавказе архитектурным ансамблем, сочетающим мемориальный комплекс с музейной экспозицией. Торжественное открытие состоялось 2 ноября 1968 года — в ознаменование 50-летия комсомола. Монумент был построен на средства, которые собрала молодежь Северного Кавказа и Закавказья.
Расположен он на федеральной трассе в туристско-рекреационной зоне Домбай — Теберда — Архыз. Отсюда открывается величественная панорама гор. Предгорья как будто неспеша знакомят путешественников с будущими впечатлениями.
Темные скалы, окружающие Карачаевск, на переднем плане сменяются панорамой величественного Кавказского хребта, где сражались воины, героически погибшие при защите Клухорского, Марухского и других перевалов Кавказа.
Здесь мы впервые почувствовали, что мы едем в горы. Знаете, это как первое свидание — ты ждешь, готовишься и вот они — захватывает дух на секунду и…
…за поворотом ты снова переживаешь новые эмоции -жадно пытаясь увидеть, запомнить, пережить еще и еще эти моменты.
Любой, кто хоть раз бывал в горах — не даст соврать — темнеет быстро, а как только солнце уходит за горы — где то еще день, а в тени уже ночь — прохладная и довольно сырая — имейте ввиду при планировании маршрута.
Наши друзья, с которыми мы не виделись, не были знакомы, не подозревали о их существании до следующего утра — были впервые на Кавказе — отмечали, что в темноте по горным дорогам ездить сильно некомфортно. Экстрима добавляют лошадки и коровки — коих здесь довольно много… Мы же неспеша, имея в запасе еще день — к сумеркам уже были в Домбае.
Домбай — небольшой поселок, расположенный на высоте почти 1600 метров, в окружении гор, поднимающихся на высоту почти 4000 метров. Горы окружают курорт с 4 сторон, оставляя только узкий проход, соединяющий Домбайскую поляну с долиной реки Теберда. Живописнейшая дорога к поселку — героиня многих фотосессий у проезжающих ее пилигримов.
…в три часа ночи в съемную однушку в Домбае ввалились ребята из Обнинска, совершенно не знакомые до этого момента нам с Денисом и утром нам предстояло познакомится и начать наше недельное приключение…
На меня вообще не похоже, что бы я куда то поехал с случайными людьми, но видимо — «случайности не случайны». Каждый день из этой насыщенной недели об этом напоминал...
Подъем в 7 утра как тест ребята прошли успешно — вторым упражнением в нашем «тимбилдинге» был трекинг на Бадукские озера — довольно популярном здешнем маршруте. Завтрак, чай, кофе и по коням (к слову мы были на черном паджеро, а ребята на белом — на этой почве и «снюхались»).
В 2019 году я как раз и не посетил эти места — помешал дождь, а сейчас самое время — дождик льет как из ведра. Да — я умею планировать.
Но, «ни погода ни понос не отменят мотокросс» — пошли. Кто из гидов вам скажет, что это «легкая прогулка в кедах» — плюньте ему в его привитое лицо куаркодом и не слушайте. Идти в одну сторону почти 5 км, перепад высот 1400-1980 м. и по времени на весь путь около 5-6 часов.
В сухую погоду идти будет легче — в ливень тяжелей и интересней. Однозначно к КПП приезжайте к открытию утром — меньше народу на тропе. Так же — имеете ввиду — проход на тропу возможен до 13.00 — потом только на выход.
Красота по пути и в финале будет такая, что вы забудете про усталость — гарантирую. На тропе нам кто только не попадался — от хорошо экипированных людей, до девушек в белых (ну когда то) кроссовках. Если думаете брать или на брать детей — смотря какие дети, но и они тоже на маршруте попадаются — целые и невредимые.
Не забывайте — это горы и подвернуть/сломать/поцарапать и быть съеденной тут прям дело пяти минут. Не надо идти в горы в сланцах и платьях (хотя это и красиво, а для мужика — еще и странно).
У меня было в сумме три дождевика — на мне, запасной, на рюкзаке и в еще один был завернут фотоаппарат — вымокло все. Все, это значит не дождевики, а прям все, включая тело и что на него было заботливо наряжено утром.
«Повезло с погодой» — это станет девизом нашего путешествия.
Именно поэтому фотографии скудны и немногочисленны — там более будет повод вернуться и пофотографировать еще раз! Правда?
На Домбае не было отопления — наша однушка отапливалась обогревателем, горелкой и мечтами о том, что в понедельник батареи станут теплыми. Так мы провели воскресенье. (В понедельник батареи так и не потеплели).
Вчетвером на тех немногих квадратных метрах — понимаешь, что 100% вселенная собрала вас тут дурачков не просто так и дальше будет веселей. Коньяк в замерзших руках и наконец то сухой одежде вырубил в сон даже самых стойких. «Тимбилдинг» удался — Бадукские прекрасны.
На утро те трое, которые жили со мной в квартире аккуратно спрашивали, пойдем ли мы сегодня ногами куда то дальше кухни и хорошо, что не заболели после вчерашнего похода— потому как сегодня утром показалось немного синего неба и упускать возможность подняться на Мусса-Ачитара нельзя.
Пешком идти в гору не надо — от поселка на вершину проложена канатка — и с 1500м. до 3000м. вы заезжаете в относительном комфорте — самый легкий способ подняться на «трехтысячник».
С канатной дороги открывается панорама Домбайской поляны — Домбай-Ульген, пик Инэ, зуб Софруджу, Белалакая, Семенов-Баши и другие вершины Кавказского хребта. В 2019 году в телеобъектив я даже рассмотрел Эльбрус.
А так как на Кавказе осенью — осень только внизу, а выше 2800м. уже зима — мы одели теплое и решительно поехали на самый верх. Вспоминая вчера — радуемся, что на голову ничего не капает.
Если первая очередь канатной дороги — это закрытая кабинка — то дальше — это лавочка прикрученная к тросу — возьмите что то под попу и не совершайте наши мокрозадые ошибки. Наверху идет снег и пока солнышко не просушит обледенелый подъемник это будете делать вы теплом своих поп. (Да, абзац посвящён тому — как мы ходили в мокрых штанах).
Наверху нас ждала зимушка зима — самые отчаянные накануне уже открывали горнолыжный сезон — следы на свежем снегу отчетливы. Мы же — не менее отчаянны, но по пути выясняем, что наш попутчик Ромка боится высоты. Смеемся над ним конечно — компания собралась отличная — всегда поддержат.
Погода на вершине переменчива — не удивляйтесь, на некоторых фотках голубое солнце и небо, а потом «молоко» и снегопад. Смена погоды происходит буквально за несколько десятков секунд. Это конечно одна из причин всяких нехороших случаев в горах.
Конечно, ни о каких панорамах Кавказского хребта речи не шло, но мы радовались как дети, играли в снежки, а Рома курил первый раз в жизни на такой высоте. Мы снова над ним смеялись. (Не курите — это вредно).
Домбай — прекрасен, он прекрасен и в дождь и в снег и я уверен — нет такой погоды, когда мне бы не понравилось. Ребята, думаю, подтвердят мои слова — мы получили колоссальное удовольствие. О том, что дальше случится в этот день мы еще и не подозревали.
Вдоволь насладившись панорамой, снегом, горами (как можно ими насладиться в ветер сбивающий с ног и снегопад?) — мы — четверо извращуг поехали на встречу новым приключениям, которые оставят у нас отпечаток впечатлений на всю жизнь.
Это вот эта интригующая история — это тема отдельного повествования — увидимся в части третьей.
Удачных приключений.