Миграционные течения несут население с Дальнего Востока на Запад. Ни ДВ-гектар, ни ДВ-ипотека не могут его остановить. Но есть те, кто «выпрыгнул» из того потока и вернулся домой с той же целью, что и уезжал в Москву: чтобы улучшит свою жизнь. И у них получилось!
ДФО является не только самым слабо населённым округом (на 40% территории РФ проживает всего 5,57% населения), но и лидером по внутренней миграции. Так, в 2020 году в другие регионы уехали 117953 дальневосточника. И это чуть меньше, чем годом ранее. По всей стране коронавирус притормозил миграционные процессы.
Никита, геймдизайнер (Владивосток):
«Мне наскучило Приморье и хотелось сменить обстановку. Заценить, каково жить в столице с её творческим движем и развитой культурной средой, плюс карьерный рост, разный выбор компаний, условий и з/п. Но Москва наскучила быстрее, чем Приморье за 20 лет. За полгода обошёл все интересные места в столице, возвращаться к ним снова и снова желания не возникало. Появилась лютая тоска.
Творческий движ по итогу оказался подростковой тусовкой, не представляющей лично для меня никакого интереса. Побывал на разных семинарах, лекциях, "конах". Встретился с рядом авторитетных для меня людей. Сам провел пару лекций в CG школах и «Мэйл.ру». Закрыл эти гештальты и желания делать это постоянно не возникло».
На языке официальных отчётов, основные причины, по которым дальневосточники покидают регион - это:
- пассивная социально-экономическая политика, которая не позволяет в равных условиях реализовать человеческий потенциал;
- плохие условия для жизни, в том числе и климатические (короткий световой день, холод, влажность, дожди);
- неразвитая инфраструктура.
Уезжают в основном трудоспособные граждане в возрасте от 20 до 34 лет.
Ольга, куратор выставок (Владивосток):
«Переехала в Москву, потому что не было работы в моей сфере и после закрытия центра современной культуры «хлебозавод» настигла депрессия и апатия. Потом я поступила в магистратуру Манчестерского университета и написала диссертацию про Владивосток, и как-то все устроилось в Москве, но радости не было. постоянно куда-то тянуло и снился туман».
Росстат показывает, что разброс средней з/п по округам, куда переезжают жители ДФО, не так уж велик.
Дальневосточный - 52 933 руб/мес.,
Северо-Западный - 52 223 руб/мес.,
Центральный - 60 220 руб/мес.
Но Москва стоит особняком - 95 119 руб/мес., ей ощутимо уступает Санкт-Петербург - 64 413 руб/мес.
«Парадокс в Москве том, что доходы выше, продукты дешевле, а жизнь дороже. Т.е. дороже связь, транспорт, парковки - в целом дневные расходы выше из-за особенностей жизни в мегаполисе. Это сильно нивелирует разницу в доходах между провинцией и столицей», - рассказывает медиаменеджер Марк, которые прожил в российской столице несколько лет, купил квартиру в ближайшем Подмосковье и получил неплохую должность в крупном медиахолдинге.
Оказалось, что уровень доходов далеко не всегда определяет качество жизни. Как говорят, Москва прекрасна, если в ней не жить.
Марк, медиаменеджер (Владивосток):
«Главным стало понимание, что Москва сильно ограничивает мою свободу. Жизнь в мегаполисе заставляет взрослого человека встраиваться в очень жесткие рамки. Дом – работа – кружки/секции детей-супермаркет в субботу-прогулка в парке в воскресенье и так далее. Чтобы встретиться с друзьями, надо полгода согласовывать графики. Чтобы отдохнуть на природе, нужно уехать в соседнюю область. Логистика сжирает время, а инфраструктура деньги. Я долго крутился в этом «колесе сансары» и планировал начать свой бизнес, но не видел никакой возможности вырваться. Тогда я решил, что поеду на Родину, во Владивосток».
Дмитрий тоже решил вернуться во Владивосток после трех лет жизни в Москве. С должности помощника бармена он дорос до бар-менеджера ресторана, хорошо зарабатывал, но почувствовал, что упёрся в потолок.
Дмитрий, бар-менеджер (Владивосток):
«Со мной произошло выгорание. Я Москву почти не видел. Я с утра до вечера работал. В ночь работал, днем спал. Я добился определенных результатов и дальше мне было неинтересно работать наемным сотрудником. Принял решение резко уволиться и вернулся во Владивосток. И полгода сидел дома, не понимая, что тут делать».
Вернулись во Владивосток также геймдизайнер Никита и арт-менеджер Ольга.
Никита, геймдизайнер:
«Я работаю удаленно и локация для моей карьеры, как оказалось, значения не имеет. Единственный критерий - личный комфорт. Во Владивостоке мне комфортно. Местная природа - одна из главных причин почему это так».
Ольга, арт-менеджер:
«Я вернулась, потому что влюбилась. Тут прекрасно всё, и даже карантин. Владивосток - это отличное место, чтобы взять паузу, и придумать план на дальнейшую жизнь. Тем более в ментальности владивостокца есть непреложное правило: постоянного нет ничего».
Вернувшись во Владивосток, бар-менеджер Дмитрий вместе с друзьями открыл сеть азиатских стритфуд-кафе: «В Москве я получил интересный профессиональный опыт, я узнал, как работает общепит на самом высоком уровне. Но в Москве большая конкуренция для старта. Особенно в сфере общественного питания. Логично начинать там, где ничего нет. И это интересно - создать с нуля и своё».
Марк, как и мечтал, открыл рекламное агентство, купил небольшую старенькую яхту, построил дом. Он считает, что к такому качеству жизни в Москве он бы прийти не смог. Дом в лучшем случае был бы в 100 км от МКАД, яхта на Пироговском водохранилище. А так, чтобы в 18 часов закончить работать и в 19 выйти в море смотреть на закат – такая роскошь доступна только тем, кто живёт на краю земли.
Какие у вас миграционные настроения, жители прекрасной провинции, в которой "намздесьжить"? Пишите аргументы за/против переезда в комментариях.
И напоминаем, что интернет-журнал «Провинциальный digital» создан в поддержку тех, кто живёт и созидает в замкадных условиях. Не забудьте подписаться!