Жизнь Шолохова была окружена мифами, загадками и легендами, к возникновению которых в некоторой степени причастен и сам писатель.
Прямоту писателя многие считали замаскированной расчётливостью, его великодушие называли показным, а благотворительность — намеренными широкими жестами. За его спиной шептались о плагиате, творчество признавали фальшивкой.
Шолохов не утаивал, что систематического образования он не получил, окончив всего лишь 4 класса, по сути, едва освоив счёт и письмо. Отчасти поэтому писателя регулярно обвиняли в плагиате и даже приписывали ему кражу рукописей.
Длинные промежутки между изданиями книг Шолохова и абсолютное отсутствие черновиков (хотя сам автор неоднократно говорил: «Черновики не храню ни для себя, ни для истории») лишь подкрепляли слухи и убеждали многих сомневающихся.
А тем временем имя писателя гремело на весь мир. Он стал прижизненным классиком. Это был исключительный случай в советской литературе, когда роман в одно мгновение всколыхнул всю Европу.
В отличие от многих, свои почётные премии писатель отдавал, не задумываясь: Нобелевскую и Ленинскую потратил на возведение новых школ, Сталинскую — на нужды Красной армии.
Однако были в биографии Шолохова и такие эпизоды, о которых он старался умалчивать. Например, как участвовал в продразвёрстке. И лишь однажды с дочерью Светланой поделился историей о том, как в 1920-е оказался в ставке Нестора Махно. Отряд заблудился. Шолохов увидел хату со светящимися окнами. Подошли. Требовательно постучали в дверь. Открыл сам атаман. Отряд был взят в плен и ждал расстрела. На разговор с батькой попросился Шолохов. И в итоге Махно отпустил их невредимыми. О том, как он убеждал своенравного атамана, писатель не рассказал.
В СССР Шолохова с завистью называли «любимцем Сталина». Вождь действительно благоволил писателю.
Шолохов всегда действовал по велению сердца и сообразно своим убеждениям. Так, например, он горячо просил Сталина за Анну Ахматову, и тот смягчился. После 15-летнего «молчания» была издана новая книга поэтессы. Ходатайствовал писатель и за сына Ахматовой, Льва Гумилёва. От ГУЛАГа ему удалось уберечь первую исполнительницу роли Аксиньи Эмму Цесарскую, в непростые годы жизни помочь Андрею Платонову. Но в то же время Шолохов отказал всем просителям и выступил с обличительной речью против Даниэля и Синявского.
Писатель не работал по заказу и даже не исполнил пожелания Сталина, которое было равносильно приказу, написать роман, в котором правдиво и ярко, как в «Тихом Доне», были бы изображены великие полководцы. «Отец народов» так и не попал в число героев произведений своего «любимца».
После окончания Великой Отечественной войны Шолохов отказался от занимаемой должности генерального секретаря Союза писателей и перебрался в родную станицу Вёшенскую.