Смотреть сериал «Седьмая симфония» я начала, что называется, вполглаза: рекламные кадры показались любопытными. В итоге первая серия у меня как-то не пошла – не понравилось шаблонное нагнетание ужасов с места в карьер. Для тех, кто не видел: она начинается с того, как на глазах старшего лейтенанта НКВД Серегина, одного из главных героев сериала, фашисты топят катер, на котором его семья уплывала в эвакуацию. Сразу за ней – бомбежка в городе, гибель девушки-дружинницы… И тут же – мелодраматические сцены: молоденькая скрипачка Туся, влюбленная в дирижера, альтист Леонид Клейман, пытающийся разобраться с похождениями жены-певицы… В общем, смотреть я бросила. Но на следующий день почему-то снова потянуло к экрану, и в итоге затянуло так, что я досмотрела фильм до конца.
Чем он меня подкупил? Прежде всего, тем, что там нет натужной героизации, которая стала почти нормой в современном кино «про войну». Скорее, наоборот. Создатели фильма не скрывали главной идеи: показать, как героическое действие – премьеру в блокадном Ленинграде Седьмой симфонии Шостаковича – в итоге совершили совсем не героические люди. И это им удалось. Даже Ольга Берггольц в исполнении Виктории Толстогановой выглядит не пафосным «голосом блокадного города», а смертельно уставшей женщиной, которая почти шепотом делится со слушателями рожденными лихолетьем строками.
По сути, бОльшая часть сериала – это поиски лейтенантом Серегиным уцелевших музыкантов, которые должны выполнить спецзадание партии и сыграть симфонию. Ими сценаристы заполняют половину серий, привлекая внимание зрителей очередной загадкой. Работа осложняется взаимной неприязнью Серегина и дирижера Элиасберга, которому поручено руководить оркестром: незадолго до получения этого задания лейтенант по доносу Туси арестовывал его жену. Однако Серегин – честный служака, и, скрипя зубами, он доводит дело до конца. Мало того, постепенно он начинает ценить одержимость дирижера работой и в итоге гибнет, закрыв его собой во время очередной бомбежки…
Попутно создается целая галерея образов блокадников – от сдержанно-благородной флейтистки Веры Преображенской (Елизавета Боярская) и разведчика-трубача Елисеева до мальчика-сироты Коли и суетливого старика дяди Саши, вахтера филармонии, роль которого виртуозно исполнил Игорь Ясулович. Так в фильме попытались показать разные стороны блокады. В том числе – спецподразделение ПВО, наполовину состоящее из слепых людей, которые по звуку раньше зрячих замечали приближение вражеской авиации. А еще – людей, стремящихся выжить любой ценой (такова властная мать гобоиста Семенова, неведомо как достающая продукты для себя и сына).
Еще одним плюсом сериала стала для меня неторопливость повествования. Понимаю: для тех, кто привык к «клиповому мышлению», он может показаться нудянкой. Но мне нравится, когда зрителю дают время осознать собственные эмоции, а не тупо следовать навязчивым подсказкам создателей кино.
Порадовало и то, что в финале нет и намека на хэппи энд. Его главная любовная линия – сложные отношения Веры и Серегина – завершается трагически. Серегин гибнет, флейтистка и ее приемный сын Коля снова остаются одни. Разумеется, при этом заглавное событие – премьера симфонии – состоялось, и, выйдя за кулисы, дирижер сказал оркестру негромкие правильные слова…
Всё ли мне понравилось в этом сериале? Нет, не всё. Пожалуй, самая слабая его часть – сценарий, в котором по нескольку раз повторяются одни и те же ситуации, вроде гибели во время бомбежки, когда один прикрывает собой другого, или торговли на одной и той же барахолке с одними и теми же продавцами. Довольно однообразно выглядят и бесконечные репетиции оркестра, но там, по крайней мере, звучит хорошая музыка. (Понимаю, что это – плюс далеко не для всех зрителей.) Словом, несмотря на калейдоскоп мелких событий, артистам порой нечего играть. Возможно, поэтому и образ дирижера Элиасберга у артиста Алексея Гуськова вышел не слишком ярким. Резанул глаз и сон дирижера в госпитале, в котором происходит его окончательное объяснение с только что умершим Серегиным. Сцена это совершенно лишняя, т.к. всё уже было показано в финале предыдущей серии, когда Элиасберг выбегает из здания, чтобы попрощаться с уходящим на фронт лейтенантом. (Именно тогда они и попали под обстрел.)
Но это – беда современного кино, которое пытается всё разжевать до полупереваренного состояния… На мой взгляд, эти недостатки не перевешивают достоинств фильма, который, к слову, можно посмотреть и в сети.