Видели, какую сказку выстроили в 1907 году у реки, напротив Храма Христа Спасителя? Хотите узнать про историю дома Перцовой, о его знаменитых жителях? А заодно – снова взглянуть на «терем»?
Знакомьтесь: дом Перцовой
Это, пожалуй, первое здание на Бульварном кольце, если считать Соймоновский проезд «бульваром» (он тоже засажен деревьями). В общем, вы поднимаетесь из станции метро Кропоткинская, идете 300 метров в сторону реки (храм будет у вас по левую руку) – и вуаля!
Краснокирпичный, изумительно красивый «терем» на берегу реки – смесь русского стиля с модерном – не заметить невозможно.
Это был дом, созданный художником и для художников. С синих майоликовых панно на вас смотрят загадочные существа.
Отвергнутый эскиз
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда
Дом появился из-за зависти. Петр Николаевич Перцов был железнодорожным инженером, богачом и меценатом. Он побывал в «доме Цветкова» – в двух шагах, на Пречистенской набережной – и решил: «тоже хочу себе дом с видом на Кремль, но еще лучше цветковского».
На место уже зарился король нотоиздателей Левенсон. Переплатив, Перцов купил за 70 тысяч рублей этот участок на имя Зинаиды Алексеевны (супруги). В то время осторожный предприниматель покупал недвижимость на имя жены, ведь бизнес может лопнуть и сказать «прощай», а вот семья – не подведет… таковы были реалии начала XX века.
Какой дом строить? В начале 1906 года Перцов провел архитектурный конкурс! В жюри сидели Суриков, Поленов, Шехтель и другие звезды. Первый приз (800 рублей) достался Аполлинарию Васнецову, второй (500) получил художник Сергей Малютин.
Перцов не был связан решением жюри. Случайно он нашел эскиз Малютина, не присланный на конкурс и отвергнутый самим художником. Меценат пришел в восторг.
Потому дом, который восхищает нас – это всего лишь отвергнутый черновик… Правда, Малютин потом многое дополнил и переработал. Получился органичный сплав русского стиля с модерном.
Осуществляли проект, кроме самого живописца, инженер Борис Шнауберт и архитектор Николай Жуков. Майоликовые панно создавала артель художников из Строгановского училища «Мурава».
Дом был готов всего за 11 месяцев. В мае 1907 года в квартиры уже въехали жильцы.
Художники и наводнение
Под острой крышей писали картины и жили трое известных мастеров-модернистов из группы «Бубновый валет»: Роберт Фальк, Александр Куприн, Василий Рождественский. Квартиры на четвертом этаже были специально предназначены для живописных студий, и Перцов брал с художников по-божески… все-таки он был не только бизнесменом, но и меценатом.
«Бубновые валеты» здесь благополучно проживут до середины XX века.
Творец архитектурного шедевра художник Малютин снял квартиру с мастерской в том же здании, но внизу, в полуподвальном этаже. В двух шагах тихо плескалась Москва-река… Несколько месяцев спустя грянуло наводнение 1908 года – и в реку превратилась пятая часть города. Погибли картины, которые Сергей Васильевич так долго писал. В том числе «Куликово поле», над которым он работал чуть ли не десять лет.
Малютин в это время преподавал в училище и был отрезан от своего дома стихией. Его жена, Елена Константиновна, пыталась вынести его картины из мастерской наверх, но простудилась и в конце концов умерла, оставив живописца с четырьмя детьми.
Малютин не смог дальше жить здесь и уехал.
В наше время о хорошем живописце чаще всего вспоминают как о «создателе матрешки»...
Тень чеховской «Чайки»
Перед «потопом» 1908 года труппа МХАТа тут начала устраивать капустники для себя и для друзей, и даже Станиславский был здесь лишь простым актером. Художники творили для художников… Возглавил этот шуточный проект актер-конферансье Никита Балиев.
Как только мхатовцы нашли этот подвал, навстречу им, по преданию, вылетела летучая мышь: вот и имя! А может быть, «Летучая мышь» – просто тень чеховской «Чайки»?
Со временем «Летучая мышь» стала на крыло и превратилась в театр-кабаре – сначала полузакрытый, а потом доступный для всего города. Запросы к помещению росли, и знаменитый театр Балиева сначала переехал в Милютинский переулок, а потом – в дом Нирнзее.
Белая тога и черная ванна
Пишут, что внутри дом был еще краше, чем снаружи. Малютин лично наблюдал за всеми отделочными работами.
Сейчас от всей этой роскоши остались только крохи и слезы: пишут, что из интерьеров сохранился в первозданном виде «вестибюль и широкая лестница».
Особо выделялась многоуровневая квартира Перцовых (кто бы сомневался?).
В московские легенды вошел другой житель дома – некий Поздняков. Этот оригинал в одной из четырех комнат вырастил огромный зимний сад с пальмами, а главный зал превратил в ванну. В ванне из черного мрамора он принимал гостей, одевшись в тогу.
Вскоре после революции в апартаментах Позднякова расположился Лев Давидович Троцкий.
В советскую эпоху
Перцов, как это ни странно, жил в своем доме до 1922 года, пока не сел в тюрьму за «контрреволюцию». Крамола заключалась в том, что Петр Николаевич осторожно выступил в печати против изъятия церковных ценностей. Прокурор требовал расстрела, суд дал пять лет. Впрочем, уже на следующий год инженера выпустили: помогла супруга, обратившаяся к Троцкому за помощью. Троцкий помог, но в этот дом Перцовы не вернулись. В их огромные апартаменты переехал (из квартиры Позднякова) сам революционный вождь, критиковавший в тот момент своих соперников за «буржуазное перерождение».
Много квартир в доме Перцовой заняли другие видные большевики.
Эфраим Склянский был в Реввоенсовете правой рукой Троцкого. Этого человека Сталин ненавидел еще сильнее, чем своего основного противника. Но погиб Склянский не поэтому. В 1925 году он поехал по работе в США, решил покататься на лодке по озеру и утонул…
Константин Мехоношин был другим соратником Троцкого, расстрелян в 1938 году.
Николай Подвойский был первым советским наркомом по военным делам, умер через много лет в своей постели. В честь него названы площади и улицы.
Утраты
Красные командиры имели свое представление о прекрасном и провели у себя ремонт. «Декадентская роскошь» в их квартирах – исчезла. Узнав о том, Сергей Малютин, говорят, впервые в сознательной жизни заплакал. Любовь к прекрасному умножает скорбь.
Удачи
Однако сохранился весь фасад! Хотя и на него, конечно, покушались.
Проект Дома Советов на месте храма грозил сносом и даму Перцовой (как, впрочем, большинству близлежащих памятников).
В середине XX века какие-то глухонемые слепцы из коммунальных служб предлагали сбить «архаичную» майолику и «выровнять» крышу.
К счастью, у них ничего не получилось! Дом Перцовой был признан памятником и охраняется.
Читайте продолжение!
Читайте также:
Подписывайтесь на канал! Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
#история #архитектура #история москвы #дома #старые дома #интересные факты #художники #модерн