Найти в Дзене
Толкачев. Истории

Музей истории ГУЛАГа: судьбы и рельсы

Музей истории ГУЛАГа в Москве, – совсем недалеко от станции метро Новослободская, правда, далеко от брошенных лагерей, и совсем уж далеко от нашей сегодняшней, суетной жизни. По залам с красными кирпичными стенами… …идешь, ноги тяжелеют от вины. За что? Скажу чуть позже. Двери, снятые с камер, вещи и записки из лагерей… …давят тебя, как вошь. Не пытайся изображать из себя просто любопытного посетителя музея… …ты уже в наручниках, заметил? Абсурд какой-то, вышел из метро, поднялся по лестнице и направо, по тротуару. Все шли по делам, кто-то с собакой, а ты шел в ГУЛАГ. Столько людей загублено… Спросил себя: "Их загубили люди, верно? Тогда зачем нужен был этот адский эксперимент над людьми? Еще сколько поколений в генах своих окажутся ссыльными или охранниками?» Глупый вопрос. Мы же не узнаем. Было у вождя развлечение, где искренне любящий его народ разделялся по ролям… …КТО сидел и КТО стучал, …КОГО увозили на воронке и КТО за ними приезжал, …над КЕМ издевались и КТО издевался. А он,

Музей истории ГУЛАГа в Москве, – совсем недалеко от станции метро Новослободская, правда, далеко от брошенных лагерей, и совсем уж далеко от нашей сегодняшней, суетной жизни.

По залам с красными кирпичными стенами…

…идешь, ноги тяжелеют от вины. За что? Скажу чуть позже.

Двери, снятые с камер, вещи и записки из лагерей…

…давят тебя, как вошь.

Не пытайся изображать из себя просто любопытного посетителя музея…

…ты уже в наручниках, заметил? Абсурд какой-то, вышел из метро, поднялся по лестнице и направо, по тротуару. Все шли по делам, кто-то с собакой, а ты шел в ГУЛАГ.

Столько людей загублено…

Спросил себя: "Их загубили люди, верно? Тогда зачем нужен был этот адский эксперимент над людьми? Еще сколько поколений в генах своих окажутся ссыльными или охранниками?» Глупый вопрос. Мы же не узнаем.

Фото из Музея ГУЛАГа
Фото из Музея ГУЛАГа

Было у вождя развлечение, где искренне любящий его народ разделялся по ролям…

…КТО сидел и КТО стучал,

…КОГО увозили на воронке и КТО за ними приезжал,

…над КЕМ издевались и КТО издевался.

А он, вождь, наверняка после этого был молодцом у проктолога.

Музей испытания глаз. Музей испытания совести

Я рассказывал о судьбах Нины Грин (жены писателя Александра Грина), Ольги Адамовой-Слиозберг, Валерия Фрида и Юлия Дунского. В музее вспомнил о них, попробовал хотя бы на минутку увидеть все их глазами.

Фото из музея ГУЛАГа
Фото из музея ГУЛАГа

Дышать нелегко, не то что думать. Сглотнул комок, таращу глаза

Тюремные двери, утварь, документы, фотографии, письма, записки на волю. И имена, имена, имена невинно загубленных.

Музей-квест, в котором нет заключительного этапа…

…состоит из непреодолимых испытаний для мозга и души.

-4

Можно взять на память открытку с рельсами…

…Черно-белая, вся испещрена пересекающимися линиями, будто исцарапана. Не сразу разберешь, что это рельсы.

Все или почти все, что осталось от ГУЛАГа, – рельсы не закопать, вот и торчат ржавые из прошлого. Соседи у них – колючая проволока, покосившиеся столбы, разваленные стены и доски от нар, зараженные личинками насекомых. Остальное запахано, зарыто, утрамбовано в землю, - вещдоки лучше прятать.

Рельсы. По ним миллионы - туда, тысячи – обратно.

Туда со страхом, надеждой, верой, любовью.

Оттуда – выжатые и опустошенные.

Рельсы на открытке белесые-белесые. На них люди нашли, сохранили записку, что лежит под стеклом музея, выброшенную арестанткой. Как ее звали? Александрой, Аурикой, Евгенией, Илзе, Мариной, Мананой, Карине, Верой, Ольгой, Татьяной, Елизаветой, Марией, Людмилой, Софьей – как-то ее звали. Там слова прощания с детьми.

Открытка из Музея ГУЛАГа, но мало кто ее берет. Зачем такое домой нести?

Наверное, РЕЛЬСЫ разделили людей. Одним - путешествие, поездка в гости, командировка, а другим... – горько все это другим.

Cегодня говорю своим детям: "Вот как было."

А они: "Отец, в жизни много негатива. Зачем его притягивать к себе."

Говорю друзьям.

А они… молчат в ответ.

В институте предлагаю студентам: «Может, в музей ГУЛАГа?»

А они: «Зачем?»

Фото из музея
Фото из музея

Я ехал по той железной дороге, где пейзаж сохранил глаза людей из теплушек

В моей жизни рельсы начались с ранних лет, возраста, когда ты, как «плавленый сырок» или вроде того, насколько себя помню… прыгаешь по рельсам в ожидании поезда на станции. Потом добавились поезда, вагоны, запах копченой колбасы, вторые полки, километры, – неделя в поезде «Хабаровск-Москва», с широкими просторами, когда раскрывались воротники лесов и торчащие над ними физиономии скал.

Когда-то вставал на скользкую блестящую полоску рельсов - пытался идти по ним, следовать им, расставив руки. Но их пугающий блеск и запах мазута заставляли потерять равновесие. Я тогда не знал, куда по ним возили людей…

Выходишь – вдыхаешь воздух, поглубже. Будто освободили из камеры.

Холодно, метет поземка, уходить не спешу. И уже «не греет кровь мою легкий мороз», и не надеваю перчатки, не прячу открытку в карман – держу - она греет руки. Теплая от нагретых рельсов тех поездов в одну сторону. В одну сторону…

Сиблаг, Белбалтдаг, БАМлаг, Севвостлаг, Норильлаг, Воркутлаг. Каждое название, как ругательство.

Сдернута колючая проволока, распаханы лагеря вместе с кладбищами , засыпаны ямы, разбежалась власть, а они, рельсы, остались.

Думаешь, отчего ж рельсы не закопали вместе с лагерным хламом, вонью, страхом, кровью, потом, испражнениями и помоями после сноса бараков, заборов, вышек, сараев?

Специально оставили. Вдруг опять везти кого-то туда понадобится?

Открытка сорвалась с рук – пальцы не чувствуют бумаги. Унесло куда-то, кому-то еще рассказать историю ГУЛАГа.

А может рельсы оставили только для того, чтобы человек пришел прочитать записки, брошенные когда-то из вагона поезда теми, которых везли, как скот в лагеря, чтоб никто не сомневался, что они навсегда остались людьми.

-6

#тюрьма

#россия

#репрессии

#история

#музей истории гулага

#общество

#судьба

Канал "Напиши шедевр"