Найти тему
Наталия Ефимова

Загадка друзей Валентины Малявиной

Если они у нее, конечно, были.

Так случилось, что на выпуск "Пусть говорят" я попала в рекламной паузе на словах Льва Прыгунова, после которых уже не переключалась обратно:

- Вот знаете, когда мне вчера позвонили и сказали, что по поводу Валентины Малявиной будет передача, я спросил: "А она будет?" ("Вы были не один такой", - заметил ведущий).

- Это для меня был такой шок. И как? Что - никто не знает. И не сообщил. И оказывается, прошло уже Бог знает сколько дней. Это чудовищно. Это опять попахивает фальшью и ложью.

-2

- Ыгы, - согласилась тут же журналистка "Экспресс-газеты", по-моему, прописавшаяся в студии "Пусть говорят".

- Это еще один признак лжи, которую уже переносить невозможно!

- Но чья ложь? - уточнил Дмитрий Борисов.

- Не знаю я. Почему не сообщили? Опять заворачивается то же самое...

*************

Наутро я посмотрела эфир целиком.

Елена Санаева сразу опровергла слова ведущего о том, что была близкой подругой ушедшей актрисы. Но на экране все равно появилась подпись:

-3

- Я, во-первых, была соседкой по дому. Мы не были подругами. Но у нас были добрые отношения. И когда вся эта трагедия случилась, мы были с Роланом Антоновичем погружены в нее. И до, и после этого. И потом, когда она вышла из тюрьмы...

Во время процесса они с Быковым писали письма в ЦК КПСС, искали адвоката, ходили в суд, потом Малявина, уже после тюрьмы снималась в объединении Быкова в фильме "Муж и жена". Они были в дружеских отношениях с сестрой Валентины, которую Санаева считает абсолютно святым человеком, но та после многих трагических событий, включая неявку актрисы на похороны собственной матери и потерю ребенка на большом сроке из-за истории с убийством Жданько, видеть ее больше не могла.

- Саша Галибин не пришел. Многие поумирали. Некому рассказывать. Знаете, часто представляются друзьями ушедшего люди, не имевшие никакого отношения. Я сама узнала только вчера... Поэтому я помолчу, послушаю. А потом кое-что скажу.

Когда аудитория выслушала запись разговора редактора передачи с первым мужем актрисы Александром Збруевым, который тоже не готов был прийти в студию, Елена Всеволодовна добавила: когда шел суд, она звонила и Збруеву, и Павлу Арсенову (другому мужу, режиссеру фильма "Король-олень") и со слезами умоляла прийти на заседание и сказать какие-то добрые слова. Но никто не пришел.

Александр Мягченков горячо заговорил, что осталась масса людей, которые знали, любили и пришли бы проститься...

Елена Санаева повторила:

- Многие поумирали.

- Те люди в пансионате, где Малявина провела последние двадцать лет, должны были сообщить об уходе, - сказала журналистка Мариана Саид Шах. Я уже пугаюсь, когда на таких эфирах ее не оказывается в студии - ведь такого не может быть, потому что не может быть никогда.

-4

Дозвонились директору учреждения, где актриса прожила треть жизни. Почти двадцать лет.

- Моя функция была - носить ее как вазочку. И оберегать, что мы, в принципе, достойно делали много лет.
- Моя функция была - носить ее как вазочку. И оберегать, что мы, в принципе, достойно делали много лет.

Когда спросили у лечащего врача, которая была с Валентиной Александровной чуть ли не каждый час жизни - почему никому не сообщили о ее уходе, она ответила так просто, что никто не захотел верить:

- А сообщать-то было некому. По факту.

- А в СМИ?.. - закричали ей. - А люди?

Ольга Жукова, лечащий врач. И слева, и справа.
Ольга Жукова, лечащий врач. И слева, и справа.

- Человек, который искренне интересовался ею, навещал ее - это один-единственный человек. Я его знаю как Александра Александровича. Фамилия, наверное, Карташов. Это единственный человек, которому когда сообщили мне - я сообщила сразу ему. Сообщать больше было некому.

-7

- Мы живем в современном мире, - добавила Ольга Жукова. - Валентина Александровна не закрытый человек. Все прекрасно знали, где она находится. У нее был юбилей - 80 лет...

- Было интересно снять ее, - вмешалась Елена Санаева, - когда она ест рукой черную икру, которую принесла ей Мирошниченко. Вот это! Показать, какой ты ничтожный. Вот ты была королева. А теперь ты вот где!

Она показала рукой на пол.

- Вот что интересно, понимаете?

Ольга Жукова соглашалась с Еленой Всеволодовной, что-то начала говорить про праздники. Но Дмитрий Борисов прервал ее:

- Ирина Мирошниченко, действительно, навещала ее в пансионате.

- Один раз! Не будучи ее подругой никогда! - почти кричала Елена Санаева.

Но Мирошниченко уже выводили на экран.

-8

- Добрый вечер, как вам тогда удалось прорваться?

С вашего позволения я не буду повторять рассказ о подвиге прорыва.Тем более, что второй визит Ирины Петровны прошел уже совершенно свободно. Значит, их было больше одного. И закулисные разборки еще последуют... Борисов же обещал продолжение.

*************

И снова на арене Прыгунов. От записи в домашнем интерьере я ждала разъяснений, в чем же ложь, о которой он так громко заявил:

- Вот если говорить по-китайски - она супер Инь.Таких девушек приводили к императору в наложницы. И все неприятности у нее были из-за этого. Это мое мнение, повторяю. Она была очень влюбчива. Но ей нужен был точно такой же супер Янь. ... Я тогда был потрясен. У нее нет кожи, все нервы наружу. Она фантастически чувствительная. Она стояла на грани всегда. И, по-моему, она перешла эту грань. Поэтому так трагически всё закончилось.

-9

Очень жаль, что ясность в свой мощный посыл, громко брошенный непонятно в чей адрес в студии, пламенный революционер моей молодости Бонивур, при виде пыток которого в белогвардейских застенках девушки падали в обморок, так и не внес.

Объясню почему меня это так задело.

Слово "ложь" - любимое слово Льва Прыгунова. В заметке о его биографии на Фишках в сети есть абзац, которым я обязана предварить свое объяснение:

У Льва Прыгунова глаза на советскую действительность открылись давно. На стене у актера висит фотография Иосифа Бродского, который держит в руках фотографию актера. Они с ним были очень близкими знакомыми, да и все друзья Прыгунова из этой же компании, литературно-поэтической богемы Питера конца 50-х- начала 60-х..

На радио "Свобода" представитель богемы давно появляется куда чаще, чем на российском телевидении. И при всем том, что он далеко не бедный человек, и даже в дни угнетения советской властью, которая отказывалась кормить его в одном вагончике на съемках с итальянцами (из-за чего он по легенде громко кричал "ненавижу коммунистов"), актер умудрялся проводить весело время с барышнями в ресторане гостиницы "Националь", познакомился там с первой женой, работавшей не в посудомоечной, а в Управлении по обслуживанию дипкорпуса МИД СССР, много снимался, рисовал и успешно продавал и продает свои полотна.

Но, слушая с 12 лет "Голос Америки", он как люто возненавидел СССР, так и продолжает ненавидеть. Только в сегодняшнем его виде.

Не понимаю почему - когда провидение заставило меня в рекламную паузу наткнуться на его реплику про ложь, фальшь, снова ложь, которую терпеть уже невозможно, - я вспомнила его весеннюю посиделку у Рыковцевой на радио "Свобода", где они на пару с Лией Ахеджаковой восхищались документалистикой Навального, получившего премию кинематографистов.

-10

Перед ними там выступал кинокритик, глава экспертного совета "Белого слона" Виктор Матизен. И я думала - после него меня уже ничем удивить невозможно. Ибо вот с чем он сравнивал "работу Алексея про "путинский дворец в Геленджике", отстаивая право Навального на награду:

- Публицистика – это совершенно законный кинематографический жанр. Фильм "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма относится к жанру кинопублицистики. Получившая "Оскар" картина Джошуа Оппенхаймера "Акт убийства" о событиях в Юго-Восточной Азии, фильм Майкла Мура "9/11 по Фаренгейту", тоже фильм-расследование, получил "Золотую ветвь" Каннского кинофестиваля.

Рыковцева решила уточнить у Прыгунова:

- Лев, считаете ли вы, что фильм публицистический, политический достоин кинокритической премии "Событие года" по тем причинам, которые обозначил Виктор, а это огромная аудитория, эмоциональное воздействие на эту аудиторию?

И Лев ответил:

- Виктор абсолютно безукоризненно сказал, полностью согласен с ним. Это на самом деле грандиозное событие. (...) Я когда-то занимался психологией, там есть один небольшой симпатичный закон. Мы настолько заврались, вся страна, мы сейчас катимся в пропасть. Потому что есть закон такой в психологии: если ты соврал, то это место замещается страхом, равноценным той лжи, которую ты сказал. Чтобы выйти из этого положения, человек врет еще больше, замещает еще большим страхом. Таким образом, каждый врущий человек, вся эта ложь становится громадным снежным комом. Заканчивается это все тем, что человек, сознание очень хитро устроено, сознание – это инстинкт самосохранения человека, сознание ему говорит: ты же говоришь правду. И он успокаивается, он свою ложь считает абсолютной правдой. Кончается все это страшно. Человек, который соврал и поверил в свою ложь, он начинает сначала бояться правды, а потом ее люто ненавидеть. В нашей стране это одна из самых страшных вещей, потому что правду люди ненавидят. Как из этого выходить, я не знаю.

И вот этот спич про ложь я тогда долго пыталась расшифровать.

Честно скажу - не получилось.

Прыгунов очень осторожен обычно. Например, в той же беседе:

- Полгода назад какое-то было веяние, что Путин шатается, что его положение не очень хорошее (...). А тут вдруг Байден называет Путина своим именем, Путин начинает невероятное закручивание гаек...

- Почему 110 миллионов посмотрело – потому что это шок. Я считаю, что это совершенно фантастическое событие. Два события – дворец и реплика Байдена.

Про Крым:

- Нарушать международный закон – это смешно. Получается так, что опять государство врет, люди верят, начинают врать себе, врать другим, начинают в это верить и начинают ненавидеть тех, кто говорит просто правду. Почему весь мир против? Потому что нарушены мировые устои, нарушен мировой закон ради того, чтобы поднять рейтинг президента.

А у меня простой вопрос - прийти на передачу о своей партнерше по фильму "Утренние поезда" (1963 год), ни слова не сказать о том - сколько раз он видел ее за последние 20-30 лет, помогал ли вернуть квартиру, которую она, будучи в пограничном состоянии, продала черным риэлтерам, вынимал ли из мебельной коробки, в которой она тогда засыпала, будучи подверженной частой болезни нашей творческой элиты, может, материально поучаствовал в оплате ее дорогостоящего лечения и пансионата - это не введение в заблуждение публики, которого ждала от него именно этого, но не дождалась?

-11
Кадры из фильма "Утренние поезда"
Кадры из фильма "Утренние поезда"

Очередной спич про ложь - он к чему здесь был приплетен? Ради красного словца или чего-то другого?

Если и были друзья у актрисы, то они действительно, поумирали.

Остальное - пиар и свинство, доведенные до неприличия. Человек ушел. И можно было без лишнего сотрясания воздуха просто сказать те самые добрые слова, о которых когда-то в слезах просила Елена Санаева, которая даже не считает себя другом, а сделала вместе с Роланом Быковым для Малявиной в тысячу раз больше, чем все прыгуновы вместе взятые.

.