Как составить грамотную характеристику с места работы? Кто должен ее написать? И зачем вообще нужен этот документ? Такие вопросы все чаще присылают мне подписчики.
И это не удивительно – все чаще #работодатели хотят видеть подробную историю работы кандидата, не ограничиваясь записями в трудовой книжке. Сегодня я расскажу вам, как грамотно составить характеристику сотрудника с места работы – информация пригодится и работодателям, и соискателям.
Характеристика и ее основные составляющие
#Характеристика с места работы – это документ, где кратко расписаны трудовые и личностные качества сотрудника фирмы. Он составляется:
- для внутреннего пользования, когда человека повышают или переводят на другую должность в пределах компании;
- по запросу сотрудника во внешние инстанции: в банк для получения кредита, в суд и т.п.;
- при увольнении сотрудника – на новое место работы.
Что обязательно должно быть в этой характеристике:
- краткие сведения о работнике: ФИО, год рождения, образование;
- стаж работы в компании (при необходимости – предыдущее место работы);
- трудовые функции – чем человек занимался в компании;
- достижения работника (награды, грамоты, благодарности клиентов и т.п.);
- деловые и личностные качества работника;
- проблемные стороны сотрудника – по желанию.
Характеристика обязательно заверяется подписью ответственного лица (руководителя или кадрового менеджера) и печатью организации. Заверенный документ приобретает юридическую силу, составитель несет ответственность за все указанные сведения.
👍 Лучший способ найти работу - это подписаться на мой телеграм-бот, где я помогаю трудоустроится, консультирую и сопровождаю на протяжении вашей карьеры. 🔥 https://t.me/careerfairy_bot
Зачем это нужно руководителю?
В моей практике работодатели не очень любили писать характеристики на сотрудников. В лучшем случае давали поручение кадровой службе, в худшем говорили сотруднику составить документ самостоятельно, потом подписывали не глядя. Понять их можно: чаще всего характеристика требуется при увольнении, а тратить время на фактически постороннего человека не хочется.
На самом деле руководителю лучше самому составлять подобные документы. Объясню, почему:
- Репутация и безопасность компании: сотрудник может написать о себе много лишнего, иногда выдать коммерческую тайну или опорочить честь фирмы.
- Руководителю нужно знать, какие документы выходят за пределы фирмы за его подписью.
- Кадровый анализ: при составлении характеристик станет заметно, что, например, из фирмы уходят лучшие кадры, значит, есть проблемы в кадровой политике. Если вовремя заметить проблему, то и устранить ее проще.
- Взаимодействие с конкурентами: скорее всего, сотрудник пойдет работать в смежную отрасль. Значит, через характеристику потенциальные конкуренты получат представления о работе фирмы, ее внутренней кухне. Такие сведения лучше контролировать.
Лично составляя характеристику, руководитель сам решает – какие сведения о своем (чаще – бывшем) сотруднике рассказать публично, а какие скрыть.
Зачем это нужно сотруднику?
Сотрудники обычно не запрашивают характеристику с места работы, а зря. Документ:
- может стать решающим показателем при будущем трудоустройстве;
- покажет реальное отношение работодателя;
- даст возможность увидеть и проработать свои ошибки до трудоустройства.
Поверьте моему опыту, на собеседовании лучше, если у вас в руках письменная характеристика (и вы знаете, что там о вас написано). В противном случае рекрутер может позвонить вашим бывшим коллегам, и неизвестно, что те о вас расскажут. Кстати, если характеристика с прошлого места работы вам не нравится, вы можете ее никому не показывать – заставить вас никто не в праве.
#Пример характеристики с места работы
Приведу пару примеров хороших характеристик. Не буду указывать анкетные данные сотрудника, перейду сразу к сути – сведениях о профессиональных и личных качествах.
Пример № 1 (из производства)
За 7 лет работы в компании Иванов Иван Иванович проявил себя как компетентный специалист, разбирающийся в широком спектре профессиональных вопросов. Иван Иванович регулярно посещал образовательные мероприятия, повышал квалификацию, в том числе самостоятельно изучал профессиональные вопросы и делился полученными сведениями с коллегами.
По инициативе Ивана Ивановича была разработана и приведена в действие новая производственная модель, позволяющая совершенствовать процесс производства. Иван Иванович предпочитает нестандартный подход в разрешении проблемных ситуаций, умеет грамотно планировать свои действия и не боится взять на себя ответственность за результат.
Иванов Иван Иванович показал себя как отзывчивый, честный, справедливый человек, пользующийся авторитетом у своих коллег и готовый прийти на помощь.
Пример № 2 (для служащего)
Иванов Иван Иванович отработал в компании 7 лет. За указанный период зарекомендовал себя как вдумчивый, грамотный, компетентный сотрудник. Иванов Иван Иванович умеет найти общий язык с клиентами. Неоднократно получал положительные отзывы о своей работе, дважды награжден благодарственными письмами от имени руководства фирмы.
Иванов Иван Иванович выполнял свою работу точно и в срок, не допускал ошибок в делопроизводстве, в работе использовал передовые методики. Скрупулезно изучал законодательную базу и иные документы, позволяющие повысить собственный профессиональный уровень, занимался самообразованием.
В коллективе соблюдал принципы субординации, к лидерским позициям не стремился, предпочитая качественно выполнять текущие трудовые функции. Пользуется уважением и признанием со стороны коллег.
А что в итоге?
Чтобы характеристика с места работы действительно принесла пользу, откажитесь от формального подхода к ее написанию. Пишите конкретнее, указывайте только достоверные и объективные сведения. Лучше получать характеристики с каждого места работы – сведений в них больше, чем в стандартной трудовой книжке. Положительные отзывы бывших работодателей хорошо скажутся на репутации и карьере сотрудника в будущем. Нужна помощь, пишите, с радостью помогу.