Успех фильма 2018 года «Богемская рапсодия» породил моду на художественные фильмы о значимых личностях. Конечно, тренд не новый, и мы даже опередили своих заокенских коллег: в 2011 году выпустили фильм о Высоцком, в следующем году — мини-сериал о Круге и спортивную драму о Харламове. Да и в прошлом веке снимались не менее удачные байопики о композиторах и музыкантах, и некоторые из них стали культовыми.
Амадей (1984)
Фильм Милоша Формана, основанный на театральной пьесе Питера Шеффера, которая, в свою очередь, было придумана на основе «маленькой трагедии» А.С.Пушкина о Моцарте и Сальери.
На протяжении 2-3 часов показана история взаимоотношений двух великих композиторов. Форман показал Моцарта как гиперактивного человека: он довольно часто громко смеётся и носит розовый парик. И сделано это было ради контраста между ним и Сальери. Да и делался фильм с любовью ко всем персонажам, без пошлости и эпатажа. В конце была опущена версия об отравлении и показано, как накануне смерти Моцарта с ним примиряется Сальери и помогает в написании «Реквиема».
Фильм имел шумный успех и получил множество наград, среди которых восемь «Оскаров», в том числе за «Лучшую главную роль», «Лучшую режиссуру» и «Лучший фильм».
Сид и Нэнси (1986)
Собственно, история любви бас-гитариста золотого состава «Sex Pistols» и его подруги. Показано практически всё то, через что проходит абсолютно свободная любовная пара. Режиссёр фильма Алекс Кокс не стремился показать нечистоту ради нечистоты, и акцентирование на уходе из жизни Нэнси как бы говорит о том, насколько плохи всякие зависимости.
Одна из значимых работ талантливого актёра Гэри Олдмана, ради которой тот стремительно похудел (но был однажды госпитализирован из-за истощения). Мать Вишеса вначале отказалась сотрудничать с создателями фильма, но передумала после беседы с режиссёром и даже дала Олдману на время поносить цепочку своего сына.
Правда, немало кто критиковал фильм за обилие грязи и неправдоподобность. Тот же лидер «Sex Pistols» Джонни Роттен сокрушался из-за того, что с ним не проконсультировались.
Сид Вишес, который абсолютно не умел играть на бас-гитаре и вёл разгульный образ жизни, и до фильма являлся иконой панк-движения. А после фильма его образ и взаимоотношения с Нэнси заимели ещё большую романтическую оболочку.
Дорз (1991)
Работа над фильмом о Джиме Моррисоне длилась почти 10 лет, и большую часть времени заняло написания сценария. Продюсеры искали режиссёра среди лучших мастеров Голливуда, и в итоге остановились на Оливере Стоуне. На главную роль также подбирали «не последнего парня», и выбрали Вэла Килмера, который не только очень подошёл внешне, но и смог запеть как Моррисон. Также, на главную роль пробовался Кайл МакЛоклен (агент Купер из «Твин Пикса»), однако он уступил Килмору, а сам сыграл роль клавишника Манзарека.
Оставшиеся участники The Doors были привлечены и к написанию сценарию, и к консультированию по технической части. Однако их идеи в конечном итоге были отброшены, а сами они потом раскритиковали фильм за неправдоподобность, якобы был показан Моррисон как исключительный дебошир. Справедливости ради стоит отметить, что половина фактов было опущено. Например, то, что во время выступления на Шоу Эда Салливана вопреки просьбе была пропета одна провокационная строчка из песни «Light My Fire», хотя на самом деле Моррисон об этой просьбе забыл из-за волнения.
Так или иначе, после фильма снова поднялся интерес к музыке The Doors и хиппи-культуре.
Заключение
Негодование насчёт байопиков было всегда, особенно это касалось искажение фактов. Одно дело искажение фактов ради эпатажа, другое — ради акцента на среде, времени, главном герое и его взаимоотношениях с другими персонажами. Но главное, что должно оставаться в рамках данного творения, так это любовь и трепет к событиям и людям, на которых держится сюжет.