Да, действительно, существовало ли вообще когда либо тенгрианство?
С тех пор как О.Сулейменов и Л.Н.Гумилев красиво оформили и озвучили тезис о существовании некогда у тюрков культа неба, так называемого, тенгрианства, убежало не так уж и много воды! Это было буквально вчера. Но ныне мы видим, что этот, образно говоря, красиво покатившийся когда-то с горы камушек увлек много чего за собой! Сейчас уже договорились до того, что тюрки все, якобы, исповедовали тенгрианство! А отсутствие действительно глубоких знании в религиоведении, фрагментарность мышления, обрывочность сведении породило полный разброд в мозгах и без того не совсем осведомленных маргинальных индивидуумов! Сейчас невозможно и шагу ступить не натыкаясь на какого либо фанатичного "тенгрианца", с пеной у рта отстаивающего "веру в Тенгри", и при этом не менее фанатично хейтящего все авраамические религии. Видимо, уже действительно пора вмешаться во все это!
Вопрос о историчности тенгрианства сам по себе не так уж и сложен. Просто вместо того, чтобы слепо идти за идеализированными тезисами «неотенгрианцев», надо начать хотя бы с выяснении, о каких религиозных воззрениях древних тюрок писали наши соседи, и как все это называлось. Достаточно иметь критический склад ума. Но нет же, хейтерам ислама подобные самостоятельные работы даются тяжело, а для многих это вообще за гранью их физиологических и умственных способностей. Им куда более удобнее жрать готовую протенгрианскую пропаганду и не напрягая мозги следовать сказкам, которые ныне приобрели почти силу догм!
Ни один из античных авторов не пишет о тенгрианстве канглов-скифов, или же гуннов. Все данные, максимум, можно классифицировать как косвенные или же прямые источники о арианских воззрениях тюрок! Но наши нынешние жрецы от исторической науки умудрились и здесь все испохабить. По их сумбурной логике единое арианство искусственно поделено на язычество, то есть, на эпоху до александрийского пресвитера Ария, и так же на само классическое арианство. А вот про то, что арианство на самом деле является туранской идеей о единобожии нигде не пишут! Или не знают? Так же упорно молчат о том, что данная мировоззренческая концепция зародилось еще во ІІ-І тысячелетиях до н.э.. А между нами, арианство тюрок не имеет никакой привязки к пресвитеру Арию! Все это было сформировано задолго до Ария! А то, что пресвитера проповедовавшего арианство звали Арием, так это просто не более чем совпадение.
Ладно, вернемся к нашему тенгрианству. Я перелопатил кучу первоисточников. Но нигде нет следов тенгрианства. Например, смотрим сведения Юлия Цезаря о гуннах-"керманцах". И смотрим внимательно, вдруг там действительно проскочит тенгрианство! Если в деталях, то, из его записей следует, что женщинам, матерям семейств отводилась главная роль в проведении домашних ритуалов и всяких там гадании. Прорицания у "керманов" (у гуннов) делают именно матери семейств, по жеребьевым палочкам (скорее всего там нанесены руны). А о верованиях германцев он пишет так:
«У них нет друидов (этот тип жрецов был только у галлов, гуннам-"керманцам" же они были не ведомы), руководящих обрядами богослужения, и они не особенно усердствуют в жертвоприношениях. В качестве богов они почитают лишь солнце, огонь и луну, то есть только те [силы природы], которые они видят [собственными глазами] и в благоприятном влиянии которых имеют возможность воочию убедиться; об остальных богах они даже не слышали.»
Ну и где же здесь про тенгрианство? Про тенгрианство здесь ни слуха, ни духа! И Юлий Цезарь не единственный кто не берется как либо называть и облекать в какую либо форму все эти воззрения. Ни у одного из античных авторов вы не найдете упоминании о тенгрианстве!
Может ханьские историки писали про тенгрианство? Ну, так, давайте смотреть! Просто открываем Я.Бичурина (СОБРАНИЕ СВЕДЕНИЙ О НАРОДАХ) и делаем выборки касающиеся воззрении тюрок:
1) Историческое примечание. Модэ известен в азиатских историях под громким именем Огуз-хана, сына Караханова. Хондемир пишет, что Карахан, кочевавший на Каракуме, узнав, что сын его [57] поклоняется богу по новой вере, пошел на него войною, с намерением убить его: но правоверная жена Огуз-Ханова немедленно известила его о том. Карахан погиб в сражении; а Огуз-хан приняв престол по нем, и в течение 73 лет своего царствования покорил весь Тюркистан. — Абюль-кази-Хан, в своей истории о Тюркских племенах, также представляет Огуз-хана образцом правоверия. Он пишет, что Кара-хан, отец Огуз-ханов, предпринял убить сына своего за введение новой веры, и в то время, когда Огуз Хан был на охоте, пошел на него с многочисленным войском, но не смотря на то проиграл сражение, и на побеге умер от раны стрелою.
2).. Пьют кобылий кумыс и упиваются до пьяна. Поют песни, стоя лицом друг к другу. Поклоняются духам, веруют в волхвов. За славу считают умереть на войне, за стыд — кончить жизнь от болезни..
3) 11. Тяньчжу(Индия). Тяньчжу иначе называется Шеньду, лежит за несколько тысяч ли от Юечжы на юго-востоке. Обыкновения сходны с юечжыскими. Земли низменны и влажны, климат жаркий. Столица лежит при большой реке. Сражаются сидя на слонах. Жители слабее юечжысцев. Исповедуют Шагя-мониеву веру. Отвращение от убийства и войны обратилось в обыкновение. От Юечжы и Гаофу на юго-запад до западного моря, /120/ на восток до государства Паньци, все это пространство земель принадлежит Индии.
4) Юйтянь, [или] Хотан. Владение Хотан лежит от Цзюйми на северо-запад, в 200 ли от Луковых гор на север, в 1.500 ли от Шаньшани на запад, в 3.000 ли от царства женщин на север, в 1.000 ли от Чжугюйбо, в 1.400 ли от Кучи на юг, от Дай в 9.800 ли. Сие владение и вдоль и поперек содержит 1.000 ли. Сплошные горы одни за другими тянутся. Резиденция имеет до девяти ли окружности. Во всем владении считается пять больших и несколько десятков малых городов. В 30 ли от Хотана на восток есть река Шеуба, в которой добывают нефрит. Земля способна к произращению всякого хлеба, тутов и конопли. В горах много превосходного нефрита. Есть /145/ хорошие лошади и быстрые лошаки. По тамошним уголовным законам убийце смерть; прочие преступления по мере вины наказываются. Обыкновения и местные произведения несколько сходны с кучаскими. Исповедуют буддайскую веру. Число храмов и при них монахов и монахинь чрезвычайное. Владетель особенно привержен к сей вере.
5) В первой луне нового года старейшины не в большом числе съезжаются в храм при Шаньюевой орде. В пятой луне все собираются /16/ в Лун-чен, где приносят жертву своим предкам, небу, земле и духам.
6) В Хань-шу Инь-и сказано: хунны приносили жертву небу в Юньян у горы Гань-цюань шань. Когда дом Цинь отнял у них сие место, они перенесли сие жертвоприношение в западную сторону Хючжуй-князя: по сей причине Хючжуй-князь имел золотого кумира, пред которым приносили жертву Небесному жителю.
7) Государственные чины в /79/ совете полагали, что “Шаньюй, обязавшийся охранять границу Китая, хотя бы и принял намерение уйти на север, не может быть опасен. Чан и Мын самовольно подвергли потомков Дома Хань заклинательной присяге с иноземцами и подали Шаньюю повод в оскорбительных выражениях жаловаться на государя Небу, нанесли стыд Двору, унизили достоинство Империи. Надлежит отправить посланника к хуннам принесть жертву Небу о разрешении клятвы.
Этот ряд выборок можно продолжать до 376-й пунктов, но я решил не утомлять вас и ограничиться всего этими семи пунктами Как видим, в общем, много чего интересного, есть про буддизм, есть даже про Шакья-Муни, есть про христианство, но нет упоминании про тенгрианство. А то что упоминается небо, так это не повод изобретать что-то новое и додумывать за хуннов. «Небо» здесь понятие трансцендентное и о трансцендентности. То что хунны молились небу не делает их тенгрианцами, они были арианцами ! Мы все даже сейчас молимся небу! Свои взоры небу устремляют не только мусульмане, но и христиане, буддисты, все! Но это ведь не значит, что мы тенгрианцы!
Этого мало? Тогда давайте зайдем с другого бока. На этих картинках изображены коктюрки. Согласно укоренившимся стереотипам они были самыми, что ни на есть, фанатичными тенгрианцами. Но обратите внимание на аксессуар, который они носят на голове.
Что-то явно не тенгрианский наряд. Тенгрианцев я себе по-другому представлял. Эти же всадники напоминают мне больше евреев нацепивших на голову свои тфилины.
Может тенгрианцами были вот эти индейцы-ольмеки? Ведь они тоже носят "тенгрианские" тфилины!
Может эти гуцулки являются тенгрианками?
Может этот японец из секты Сюгэндо в душе является тенгрианцем? Ведь у него на лбу тоже "тенгрианский" тфилин! Или нет? Да, я согласен, то, что у него на голове называется токин-клобук. И если бы я не знал всех нюансов, то принял бы его за иудея.
Упоминание Тенгри еще никого не сделало тенгрианцем! Достаточно хотя бы просмотреть пять парзов мусульманина на казахском языке. Так там тоже упоминается Тенгри. Но где вы там увидели спрятавшихся за всем этим тенгрианцев? Ведь эти переводы всегда пишут убежденные мусульмане!
Доказательств существования тенгрианства нет, я уже искал и не нашел! И сейчас я убежден, что сама концепция о существовании некогда тенгрианства антинаучна. Она не просто антинаучна, она так же спекулятивна и деструктивна!
Если хотите понять древние воззрения тюрок, в частности казахов, то не надо изобретать чего-то нового, просто смотрите как живет нынешний народ. Слава богу, суперустойчивым у нас является не только язык, но и все адаты и гурупы. В общем, все что связано с мифологией и этнографией. И чтобы объяснить древние воззрения тюрок надо заходить совершенно с другого конца, а не упираться в эти орхонские и енисейские каменные книги. И в этой связи почему бы нам не вспомнить сюжет легенды об Огузхане, который задолго до Мухаммада г.с.с. воевал за ислам со своим отцом и родственниками? Легенда ведь четко говорит о существовании ислама задолго до пророка Мухаммада! Разве не так? А вот кто такой Огузхан и когда он жил? Ладно, я и это объясню. Есть версии что это Модэ. Но нет, берите выше, это скифский царь Партатуа живший в 5-м веке до н.э! Так считаю не только я. Есть работы турецких историков, которые тоже склоняются к этой же версии.
Так что это получается? А получается то, что каноны нашего единобожья были сформированы уже в глубокой древности! И восходят эти каноны чуть ли не к пророку Нуху(Ной)! Об этом еще раз будет сказано ниже по тексту. Так вот, такие личности как Ханиф Партатуа(Бірдетуа), как пророк Ханиф Ибрагим г.с.с. появлялись время от времени и прилагали усилия, чтобы воссоздавать былой порядок, чтобы повернуть веру в истинное русло, которая успевала несколько размыться перед неумолимым напором энтропии.
А вам не приходило в голову, что арабы это всего лишь кучка энтузиастов примкнувшие к исламу на полпути? Что же, если нет,то тогда просто берем книгу "Коран: Перевод смыслов и комментарии И. В. Пороховой" и читаем:
"Понятие о Едином, истинном Боге и необходимости чистого служения Ему существовало еще до Мухаммада между теми арабами, которые не приняли ни иудаизма, ни христианства и назывались "отделившимися", или, по-арабский, "ханифами", что впоследствии стало обозначать последователей древней веры Авраамовой, - в этом смысле и Мухаммад называет себя ханифом. Мухаммад решительно отклоняет от себя притязание быть основателем или первым провозвестником ислама. "Ислам, - говорит он, - это религия Ноя (Нуха), Авраама (Ибрахима), Моисея (Мусы) и Иисуса (Исы)". (См. С. 42, ст. 13, и далее по Корану см. С. 3, ст. 84.) Это единство и древность ислама заставляют Мухаммада...."
Я скажу вам больше, слушайте сюда... Ислам - религия тюрков. Пророк Мухаммад воспринял эту религию от тюрок-куфийцев. А в басни, то что он эту веру по вай-фаю напрямую от Всевышнего воспринял я не верю! На пустом месте никогда ничего не возникает! Таков закон термодинамики! Единственным объяснением "внезапно появившегося информационного канала" могут быть только вездесущие тюрки! А "ханифы", это не всегда арабы, зачастую это тюрки-ариане.
Единственное что вовремя сообразили эти арабы, так это просто то, что при халифе Абубакре они успели "оформить лицензию" на ислам. Вы понимаете о чем я? Все канонические тексты были собраны и отредактированы лишь при Абубакре. И с тех пор считается, что изобретателями ислама являются арабы. А вот сами настоящие хозяева при этом почему-то остались за бортом. Как я уже выше приводил, они в Коране названы ханифами, ариями и им уделяется не так уж и много внимания. С чем это можно сравнить? Ну, например, сейчас известно, что немцы оформили лицензию на производство кумыса. Через лет 200 будет считаться, что кумыс исконно немецкий напиток, что именно немцы изобрели кумыс. Потому что у них есть лицензия. А вот почему этот кумыс параллельно существует у тюрок, для историков останется загадкой за семью печатями. Примерно это же самое произошло и с исламом! А вы говорите тенгрианство!
Подводим итоги. Тенгрианство, как понятие, является изобретением ХХ века, наполненное больше идиллией, ностальгией по тем славным, а больше по надуманным временам, и не имеющее под собой никакого научного и исторического обоснования!
То, что Всевышнего звали Тенгри, не значит, что была такая вера. Речь идет о арианстве, и она по своему определению и содержанию ой как далека от всяких бубенцовых плясок шаманов и нанайского рок-н-ролла, которое нам продают как тенгрианство!
Люди в силу своей необразованности упускают из виду еще пару-тройку интересных моментов - ведь параллельно «Тенгри» у тюрок есть еще «құдай», «уллу», «жаратқан» и «тоба». Но почему-то никто не пишет о «құдаизме», или же о «тобаизме» тюрок? А поклонение «уллу», или же Аллаху, у нас называется не «уллуизмом», а исламом! А ислам в свою очередь, опять же таки, является продолжением тюркского арианства!