Найти в Дзене

Порой происходит так: то, от чего западная культура осмысленно отказывается, для нас, как правило, ста новится образцом

При этом нам хотелось бы быть правильно понятыми. Говоря о проблемах, связанных с реформой отечественного образования, мы отнюдь не пропагандируем идею, направленную на изоляцию нашей системы образования от достижений мировой педагогической мыс ли, передовых образовательных технологий. Наоборот, жизнеспособ ность любой системы определяется ее способностью взаимодейство вать с другой системой, вступать с ней в диалог. Но ценность диалога в том и состоит, что он позволяет субъектам диалога отделить подлин ное от кажущегося. Подлинное есть основание, которое выступает как ценность. Именно последняя приводит к взаимообогащению взаимо действующих сторон. В этом плане всякая прививка в нашу систему образования западных образцов должна носить осмысленный харак тер. Некритическое восприятие и внедрение их приводит не столько к разрешению проблем, возникших в системе образования, сколько к порождению новых противоречий. Порой происходит так: то, от чего западная культура осмысленно отказывается

При этом нам хотелось бы быть правильно понятыми. Говоря о проблемах, связанных с реформой отечественного образования, мы отнюдь не пропагандируем идею, направленную на изоляцию нашей системы образования от достижений мировой педагогической мыс ли, передовых образовательных технологий. Наоборот, жизнеспособ ность любой системы определяется ее способностью взаимодейство вать с другой системой, вступать с ней в диалог. Но ценность диалога в том и состоит, что он позволяет субъектам диалога отделить подлин ное от кажущегося. Подлинное есть основание, которое выступает как ценность. Именно последняя приводит к взаимообогащению взаимо действующих сторон. В этом плане всякая прививка в нашу систему образования западных образцов должна носить осмысленный харак тер. Некритическое восприятие и внедрение их приводит не столько к разрешению проблем, возникших в системе образования, сколько к порождению новых противоречий. Порой происходит так: то, от чего западная культура осмысленно отказывается, для нас, как правило, ста новится образцом. Образование – важнейший фактор, формирующий менталитет, традиции, патриотические чувства, культуру нации. От образования, культуры, менталитета граждан зависит прогрессивное развитие лю бого общества. Поэтому образование нужно субсидировать. Государ ство, отмахивающее от проблем образования, рискует остаться госу дарством не цивилизованных граждан, а изгоев. Поэтому государство должно повернуться лицом к образованию и считать своей честью заниматься его проблемами. Отмечая значение образования в жизни человека и общества, Абрахам Маслоу отмечает, что «если образование будет устремлять человека к осознанию своих высших потребностей, к актуализации их, если оно будет способствовать самоактуализации человека, то очень скоро мы можем наблюдать расцвет цивилизации нового типа»1 . При этом, отмечает он, люди преобразятся, станут здоровыми душой и телом, хозяевами своей жизни. Человек образованный не станет разбрасываться, поймет, что от него зависит многое в жизни, станет более ответственным за свою судьбу. Следовательно, такой человек всегда будет стремиться руководствоваться принципами и ценностя ми разума, активно включится в переустройство общества. 1 Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу; пер. с англ. – СПб.: Изд. Гр. Евразия, 1997. – С. 27. 73 Прежде чем сделать человека высокодуховной личностью, обра зование должно быть хорошо организовано, приведено в соответствие с современными реалиями его концептуальное содержание. Однако образование не может быть прогрессивным, когда оно постоянно тер пит нужду и государство проявляет безразличие к его насущным про блемам. Решение проблем в этой ситуации происходит другими ме тодами. Одним из таких методов является коммерциализация обра зования. Правда, эти методы не всегда оказываются социально вос требованными и ценными. Коммерциализация образования ведет к изменению в системе приоритетов, в системе ценностей, в системе традиций, что не может в конечном счете не сказаться на нравственном духе народа. Коммер ческое образование оказывается в основном предназначенным для привилегированных социальных слоев, представители которых спо собны платить за обучение своих детей. Для образования, ориентиро ванного на зарабатывание себе денег, не может быть ничего ценного; такое образование не придерживается какихлибо социально значи мых норм, традиций и готово поступиться своими принципами. В це лом же под вопрос ставится сохранение важнейшего завоевания в ис тории развития человечества – бесплатного образования. Реформационные процессы сами по себе – явление здоровое в любой сфере общества, направленное на осмысление сложившихся механизмов функционирования этих сфер. Сфера образования здесь не является исключением. Однако отсутствие продуманной страте гии и позитивной программы развития этой сферы делает заведомо невозможной комплексную реализацию идей реорганизации и гума низации школы. Реформа образования – это прежде всего проблема подрастаю щего поколения. Возникла острая необходимость обучения, воспита ния и формирования личности нового типа. Это будущие представи тели общества, которые будут обладать способностью оперативно ре агировать на складывающиеся социальные реалии, происходящие из менения в обществе, способные быстро изменять свои представления на мир, общество и человека. Очевидно, что это достаточно ценные и прогрессивные качества, необходимые человеку постиндустриально го и информационного общества, но только в том случае, если они носят конструктивный, созидательный характер. Происходящие в стране перемены требуют адекватных инноваци онных подходов в системе образования: подготовка будущих специа листов должна быть сопряжена с вводом в процесс обучения и воспита Раздел 2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 74 Философско социологические проблемы общества, науки и образования ния учащихся новых форм, методов и средств. Сделать это оказывается достаточно трудным, оставаясь в рамках старой парадигмы образова ния. Традиционная система образования была ориентирована на подго товку узкопрофессиональных специалистов для промышленности и сельского хозяйства. Современные изменения в социальной действи тельности диктуют новые требования и подходы к подготовке кадров. С этой целью, как нам представляется, можно выделить ряд прин ципов, которые могли бы образовать методологическую основу учеб ного процесса в образовательных учреждениях. К ним относятся: принцип единства, согласно которому образование должно со четать в себе онтологический, гносеологический, исторический, эти ческий, эстетический, ценностный аспекты; принцип гуманности, предусматривающий направление образо вания вовнутрь, на самостановление личности и создание предпосы лок для включения молодых специалистов в социальноэкономичес кие, культурные и цивилизационные процессы мирового сообщества; принцип экологичности, предполагающий формирование эко логического компонента сознания; экологическая культура предус матривает гармоничное развитие отношений общества и природы, основанных на нравственной мотивации деятельности, отношений людей, базирующихся на толерантности; принцип аксиологичности, ориентирующий образование на формирование этических, эстетических и общечеловеческих ценнос тей, которым должен строго следовать специалист; принцип праксиологичности, требующий, чтобы понятия и тео рии научных дисциплин не оставались лишь схематическими конст рукциями, а наполнялись реальным эмпирическим содержанием и находили свое практическое приложение. Обозначенные методологические принципы, формирующие ос нование образования, способствовали бы личностному становлению специалиста, его развитию в эмоциональном и интеллектуальном от ношении, что крайне необходимо в современных условиях развития общества