Найти тему

Материальные потребности формируются в ходе предметнопреобразующей деятель ности, а духовные – усваиваются в процессе обучения

В целерациональной и ценностносмысловой активности раскры вается деятельностнотворческая природа сознания как ядра духов ного мира человека. Через сознание, разум, внутренний мир личность ориентирует себя на социальную действительность. Происходит со циализация и мотивированное включение самой личности в обще ственное жизнепроизводство. Интеллектуальный потенциал позволяет личности творчески реализовать себя в различных структурах соци альной действительности. Опорой духовного развития и основой самореализации личнос ти являются материальные и духовные потребности. Материальные потребности формируются в ходе предметнопреобразующей деятель ности, а духовные – усваиваются в процессе обучения и воспитания знаниями, принципами, нормами, идеалами. Вместе потребности вы полняют функцию движущих источников осмысленной целеполага ющей деятельности. Потребности составляют тот механизм, посред ством которого духовный мир личности приобретает свою предмет нопрактическую основу в форме деятельности. Более того, потребно сти играют роль невидимой нити, благодаря которой жизнь личности вплетена в общественную жизнь, в сложную систему ее производства; с помощью потребностей высвечиваются социальные, исторические, предметнофункциональные и культурноценностные условия суще ствования духовного мира личности. Связь духовного мира с общественным производством (в ши роком смысле) служит условием коммуникативных отношений лич ности с себе подобными, интегрирования ее в социальные сообще ства и коллективные формы труда, на базе которого происходит тво рение людьми собственной истории, истории общества, истории ци вилизации в целом. Личность чувствует себя вовлеченной в обще ственную жизнь и осознает факт соучастия в историческом процессе развития человечества. Этот процесс связан с самореализацией лич ности. Раздел 2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 70 Философско социологические проблемы общества, науки и образования Полноценная жизнь и активные действия индивида предполага ют ясность и осмысленность в жизненных планах и позициях, опреде ленность смысла жизни. Смысл жизни выступает здесь как основание, на котором развертывается процесс самоопределения личности. В рас сматриваемом плане смысл жизни предстает в качестве наиважней шей и существенной стороны самоопределения индивида, ибо от вы бора смысла жизни зависит нравственная и духовная полнота челове ческого существования. Самореализация указывает на ряд важных характеристик чело века. Самоопределяющийся человек – человек, вступающий в область свободных и ответственных поступков, действующий согласно выс шим духовным ценностям человечества. Такому человеку открывает ся возможность усмотреть самоценную осмысленную необходимость своего бытия. Без этого не может обойтись субъективное самобытие человека – его самость. Самость, как пишет С. Франк, «стоит перед лицом высших, духовных, объенктивнозначимых сил и вместе с тем проникнута ими и их представляет, – начало сверхприродного, сверхъе стественного бытия, как оно обнаруживается в самом непосредствен ном самобытии»1 . Духовное бытие человека служит основой консти туирования личности, и такая личность есть, прежде всего, самоопре деляющаяся самость среди других, для других и тем самым – для себя. Основным средством, формирующим исходное условие станов ления духовно богатой личности, способной реализовать себя в струк турах социальной реальности, является образование. Фундаменталь ность образования – важнейший фактор, сопровождающий процесс самореализации индивида. Поэтому личность, вовлеченная или нахо дящаяся в процессе свободного самоконституирования в реальной совокупности социальных связей и отношений, целиком базируется на фундаменте образования. Сказанное означает, что образование должно стать осознаваемым всеми единственно возможным средством и условием, выводящим индивида на уровень самопознания, следовательно, необходимым и достаточным гарантом самореализации каждого человека. Причем самоопределение должно рассматриваться личностью как высшая цель своей жизни, смысл бытия и духовного бессмертия. Образование здесь предстает в качестве неотъемлемой компоненты развития личности по лестнице самореализации. Процесс становления и самореализации личности, таким обра зом, неразрывно связан с ее воспитанием и образованием: образова 1 Франк С.Л. Сочинения / С.Л. Франк. – М.: Издво «Правда», 1990. – С. 408409. 71 ние и самореализация – две стороны одного целого. Обращая внима ние на проблемы самореализации личности, мы необходимо должны актуализировать вопросы, связанные с развитием и совершенствова нием образования. В указанном аспекте в последние десятилетия в сфере образования возникло немало проблем, требующих присталь ного внимания к себе со стороны общества и государства. Государство, долгие годы регламентировавшее развитие образо вания, в силу известных экономических и политических факторов не в состоянии должным образом финансировать его. Вместо действи тельного и творческого поиска новых ценностных оснований для со вершенствования модели образования, гармонично вписывающейся в духовную культуру Российского общества, идет процесс бездумного внедрения в образовательные системы западных образцов в качестве идеала. Как правило, эти образцы оказываются преимущественно чуже родными для нашей культуры, идущими в разрез с традиционными представлениями о ценностях образования и формирования духовно богатой личности. Недостатки прежней нашей системы образования можно было при желании легко, без кардинальных изменений ее ос нований, устранить. Она отличалась от западных систем образования, от которых мы сейчас заимствуем парадигмальные образцы, без кото рых якобы погибнет отечественное образование, своей фундаменталь ностью. К примеру, ставшие модными и вошедшие в образовательную систему тесты и тренинги не могут быть использованы в качестве средств оценки знаний учащихся. Они ограничивают возможности развития механизмов логического мышления, совершенствования творческих способностей, формирования культуры речи. Их можно использовать, но использовать для того, чтобы разнообразить практи ческие занятия, и в этом смысле как вспомогательные средства. По этому их никак нельзя рассматривать в качестве критериального сред ства проверки уровня знаний.