Найти тему

Наука и образование формируют деятельно стные программы, в которых исходные цели и конечные результаты деятельности достаточно

Основными составляющими содержания сегодняшнего образо вания являются естественнонаучные, технические и гуманитарные знания. В век придания различным видам человеческой деятельности научнообоснованного и техническиоснащенного характера постоян но происходит повышение уровня минимальных научных знаний, не обходимых современным субъектам как учебного, так и историческо го процесса. Жизнь современного человека в отдельности и общества в целом, таким образом, немыслима без науки и образования: наука добывает достаточно обоснованные истинные знания о мире, а образование по зволяет приобщаться к ним, создает условия их усвоения в процессе обучения и воспитания. Наука и образование формируют деятельно стные программы, в которых исходные цели и конечные результаты деятельности достаточно «жестко» соотнесены между собой. В то же время в современном обществе, разделенном на множе ство сфер деятельности, реализуется только часть знания и способно стей человека, что «в свою очередь оказывает влияние на его духов ную сущность»1 . Наука и образование влияют на становление человека не прямо, а через его духовный мир. Иными словами, в формировании духовного мира современной личности непосредственную роль играют наука и образование. Термин «духовный мир» личности в широком плане отражает целостную сознательную жизнь индивида, представленную с психо эмоциональной стороны, а в более конкретном смысле – характеризу ет мир сознания и его продуктов. В содержательном аспекте духовный мир личности выступает как система идеальных продуктов, производимых самим сознанием, и результатов сознательного синтеза культурного наследия человечества, а также программных установок действия, мировоззренческих ори ентаций и ценностных компонентов мирооотношения. Следователь но, содержание духовного мира личности является выражением дея тельностного аспекта существования сознания. Последнее, существуя Раздел 2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 1 Швейцер А. Культура и этика / А. Швейцер; перевод с немецкого Н.А. Захарчен ко, Г.В. Колшанского. – М.: Прогресс, 1973. – С. 42. 68 Философско социологические проблемы общества, науки и образования в виде идеальных образов, представляет собой субъективное отраже ние и понимание действительности. Субъективность сознания указы вает на то, что не имеется иного способа его существования, кроме как в виде внутреннего духовного мира личности. Становление последне го начинается со встречи субъекта с внешним миром вещей, с миром людей. Духовный мир личности, тем самым, является предикатив ным выражением сознания. В то же время предикативный статус духовного мира предостере гает нас с методологической позиции от недопустимых действий, свя занных с постановкой знака равенства между сознанием и внутрен ним миром человека. Понятия «сознание» и «внутренний духовный мир» являются философски самостоятельными, содержательно оп ределенными и гносеологически самодостаточными. Применимость второго понятия для характеристики первого еще не говорит о верно сти обратного действия. Духовный мир содержательно богаче сознания. Он представлен, в отличие от сознания, такими пластами, как «бессознательное», «под сознательное», «сверхсознательное», в том числе и «сознательное». Его составляющими являются эмоциональночувственные, волевые, интуитивные, целеполагающие, ценностносмысловые, рациональные, логические и другие компоненты. Духовный мир личности, являясь шире по отношению к созна нию, характеризует психическую деятельность человека в ее интегра тивной целостности и действенном многообразии. Так как психичес кая деятельность в значительной мере осуществляется на основе осоз наваемых рациональнорассудочных актов, поступков и поведения, то ядро духовного мира личности представлено сознанием, мышлением, разумом. Благодаря этому личность строит свое отношение с миром и с людьми осознанно, в ценностном и целерациональном измерении, сводя стихийные моменты до минимума. Отличительной чертой духовного мира современной личности является его богатство, определяемое множеством его связей и отно шений с внешним миром1 . Во многом специфика этих связей и отно шений определяется интеллектуальными особенностями человека. Личность нового, современного типа характеризуется высоким уровнем развития интеллекта, образованностью и информированно стью. У такой личности умственная деятельность оказывается доми нирующей, то есть основные сферы социальной деятельности имеют 1 Маркс К. Сочинения: в 50 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс – 2е изд.– М.: Издво полит. лит., 1955. – Т. 3. – С. 30. 69 тенденцию к технизации, автоматизации и информатизации и детер минируют тем самым значительные умственные усилия. Поэтому духовный мир современной личности пронизан науч ными знаниями. Философский и научный категориальнопонятий ные аппараты лежат в основе гносеологического отношения человека к миру; научные и этиконравственные представления составляют фундамент ценностносмысловых конструкций человеческой деятель ности; естественнонаучные зна