Следует обратить внимание на то, что правовая культура – это еще и высокий уровень культуры правосудия. Начиная со стен поме щения, где проводятся судебные заседания, до облика судей, самого проведения судебного процесса – от этого во многом зависит уровень правовой культуры населения. Дворцов правосудия у нас еще нет, хотя и это неудивительно. До последнего времени правосудие у нас было только в законе. Судейская профессия не считается престижной. В реальной действительности культура правосудия находится на очень низком уровне. А это, в свою очередь, влияет на общий уровень право вой культуры общества. Правовая культура – это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние. Следующим элементом правовой культуры является фактичес кое состояние законности и правопорядка в стране, то, что есть на са мом деле, то, что существует в действительности. Состояние преступ ности можно определить как определенную характеристику правопо рядка, но главным, тем не менее, является состояние правонарушаемо сти. В США преступность выше, но механически это не отражает со стояния законности и правопорядка в стране. Когда совершено пре ступление и преступник справедливо наказан, законность торжеству ет и правопорядок восстанавливается. Но если ктонибудь наказан несправедливо – законности уже нет, и она теряет авторитет и веру в себя среди населения. Необходимо, чтобы каждый виновник был на казан и не был наказан невиновный, необходима система, которая бы это обеспечивала, а у нас ее нет. То, что записано в качестве права, должно быть реализовано, мы же вначале разрешаем, а затем ограни чиваем. Такое строительство правового государства не представляет ся возможным. Правовая культура так же, как и политическая культура, является непременным элементом демократии – без них демократия может превратиться в анархию. А это чревато весьма негативными послед ствиями для общества и государства, в том числе и для всего мирово го правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нару шениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права. Следует еще раз подчеркнуть, что высокий уровень правовой культуры является необходимым условием (фактором) Раздел 1. ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ 64 Философско социологические проблемы общества, науки и образования формирования правового государства. Особенно актуальной эта про блема является для отечественного государства и права, поэтому вос питание правовой культуры граждан является важнейшим условием стабильности и правопорядка в обществе. Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогаще ния различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой куль туры с позиций общечеловеческих ценностей. Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общецивилиза ционных, общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важней ших нормативноправовых актах международного характера. Особен но заметно этот процесс идет в рамках Европейского сообщества, где выработаны единые принципы согласования национальных правовых институтов, создано единое правовое поле, в рамках которого обеспе чиваются основные права и свободы личности (Европейская конвен ция о защите прав человека и основных свобод)1 . Все, что относится к области права, правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. Ведь сама правовая культура представляет собой ценность только в той мере, в какой сама позволяет людям пользоваться благами свободы и справед ливости, а также служит обеспечению достоинства личности, участвует при этом в достижении достаточного и достойного уровня жизни. Итак, при формировании правовой культуры следует исходить из принципа «перед законом все равны». Включить субъекта в реальную правовую деятельность, чтобы имел возможность в осуществлении пра ва. Такой способ правового воспитания предполагает единство право вого сознания и деятельности. Создать в обществе условия нетерпимо сти к нарушению правовых норм и законности. Создать такой образ закона и права, который воспринимается как реальная юридическая дееспособность (а она возможна только тогда, когда закон и право рабо тают в реальной жизни), позволяющая реализовать интересы граждан. В рамках цивилизованного общества общественные и личные интересы реализуются через права и Конституционные законы. Их социальноправовая сила составляет одно из важных условий успеш ного развития современного общества. 1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 г. // Собра ние законодательства РФ. – 2001. – № 2. – Ст. 163. 65 Раздел 2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА Глава 6. Наука и образование в формировании духовного мира и самореализации личности (М.Х. Хаджаров) В жизни общества и человека наука и образование занимают одно из основных мест. Являясь развивающейся системой знаний о законах и свой ствах реальной действительности, наука позволяет человеку уверенно ори ентироваться в мире и, внося целерациональные изменения в окружаю щую среду через свою практическую деятельность, придавать определен ный смысл природным вещам и явлениям, а обществу – непрерывно раз виваться в своем историческом движении. В руках человека наука являет ся мощным орудием, позволившим ему освободиться от предрассудков и ложных представлений о мире, познать подлинную сущность многих ве щей и природных процессов, подняться на принципиально новую ступень своего развития. Поэтому можно утверждать, что в современном цивили зованном обществе институты образования и науки составляют фунда ментальную основу индивидуальной и общественной жизни человека. В то же самое время следует отметить, что для развития образо вания, придания ему инновационного характера необходимы фунда ментальные междисциплинарные исследования, ориентированные на выявление и интеграцию новых технологий, и повышение эффектив ности образовательной деятельности. Междисциплинарные исследо вания сами по себе тоже требуют интеграции усилий разных наук с целью выявления наиболее продвинутых образовательных методик. Наука должна быть нацелена на снабжение образовательной практики адаптированными к запросам времени методическими знаниями, ко торые выступают в качестве опосредующего звена между передовыми научными достижениями и запросами образовательной практики. Мы живем в то время, когда возникает новая постиндустриаль ная социальноэкономическая организация с высокоразвитыми ин формационнотелекоммуникационными инфраструктурами, которые позволяют эффективно использовать интеллектуальные ресурсы в интересах устойчивого развития цивилизации. В этих условиях вос требованной становится личность с высоким уровнем сознания, кото рая обладает развитой информационной культурой и разделяет цен ности информационного общества. Раздел 2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 66 Философско социологические проблемы общества, науки и образования С формированием нового мировоззрения, детерминированного ростом научнотехнической информации и становлением информа ционного общества, возрастает интерес субъектов деятельности к об разованию. Ибо прогрессивная динамика общества в целом и конк ретного индивида в частности не мыслима без соответствующего об разования. А оно, в свою очередь, должно находиться в фокусе внима ния государства и общества. Можно обозначить несколько базовых ценностномотивацион ных установок, которые ориентируют молодежь на получение образо вания с целью успешной социализации в общественной жизни: стать грамотным и культурным человеком; активное включение в систему общественных связей и отноше ний; достижение трудовых успехов и карьерного роста; формирование и обогащение интеллекта профессиональными знаниями с целью добиться конкретных результатов в социальной жизни; профессиональный рост и получение признания у коллег и об щественности. Наукой и научными знаниями человек овладевает в ходе образо вания. Образование есть целерациональный процесс, направленный от незнания к знанию по формированию интеллекта, который нахо дит свое выражение в наличии общей культуры, высокой образован ности, функциональной грамотности, профессиональной компетент ности, аналитических способностях, творческом воображении. В ходе образования происходит приобщение человека к исторически накоп ленным человечеством знаниям о разнообразных предметах и явле ниях и их свойствах. В широком смысле оно представляет собой не прерывный процесс получения и осмысления информации о многооб разных явлениях и вещах природного и социального мира. В этом смыс ле его можно рассматривать как непременного спутника человеческой жизни, сопровождающего его усилия в познании природы, поиск себя и смысла собственной жизни, устремленность в свое будущее. Как жизненный процесс образование непрерывно формирует индивида, и этот процесс носит многогранный характер: человек обретает психо логические, культурные, интеллектуальные, практические, оценочные качества.
Правовая культура – это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние. Следующим элементом
11 ноября 202111 ноя 2021
6
7 мин