Общество нуждается в специалистах, способных к самостоятель ным и ответственным решениям, мыслящих достаточно масштабно, готовых к нормальному восприятию нестандартных ситуаций и час тым изменениям в общественной жизни, умеющих найти конструк тивный «диалог» с окружающей природой. Быстротекущие социальные процессы требуют быть готовыми к обновлению знаний, мировоззрения и смене взглядов на общественные 75 и природные феномены. Личность, отвечающая этим требованиям, есть открытая личность для творческого совершенствования, диалога с дру гими людьми и миром, а следовательно, есть личность, способная к са мореализации в динамической, изменяющейся реальности. Подготовка такой личности предполагает принципиально иной подход к обучению и воспитанию учащихся, а значит, и к организации образовательного процесса в целом. Следует пересмотреть все струк турные компоненты образовательной системы. При этом в первую очередь изменению должны быть подвергнуты цели и содержание об разования, методы и формы реализации целевых установок, опреде лены тактические и стратегические задачи обучения, механизмы про гнозирования конечных результатов. Процесс воспитания и образования предполагает самовоспитание личности, изобретательность, творческое отношение к этому процессу, свободный выбор. Основоположник философской антропологии М. Шелер, определяя сущностную характеристику образования, отмечает, что «свобода, как вечно живая спонтанность духовного центра в челове ке – человека в человеке – есть самое фундаментальное и первое усло вие всякой возможности образования»1 . Уточняя истинный смысл об разования, он задается вопросами: что есть сущность образования? как возможен процесс образования и как он происходит? что детермини рует этот процесс? на каких знаниях он основывается и какие здесь механизмы реализуются, которые приводят к образованной личности? На поставленные вопросы дается достаточно емкий ответ, рас крывающий сущностное предназначение образования. Согласно это му ответу, образование предстает в качестве бытийственной стороны человека. Оно есть условие и возможность реализации человека как личности. Итог образования – «добротно и благородно оформленное бытие человека»2 . Представляется, таким образом, что задача педагогов заключает ся в том, чтобы обеспечить реализацию свободного выбора будущих профессионалов. Ценными в этом деле могут быть профессиональные качества педагогов. К ним можно отнести: способность учителей излагать материал предмета обучения, определить и аргументировать личную позицию по рассматриваемым вопросам, не навязывая ее при этом ученикам; Раздел 2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 1 Шелер М. Избранные произведения: / М. Шелер; пер. с нем. Денежкина А.В., Малинкина А.П., Филлипова А.Ф.; под ред. Денежкина А.В. – М.: Издво «Гно зис», 1994. – С. 73. 2 Там же. – С. 74. 76 Философско социологические проблемы общества, науки и образования содержание теоретической части материала излагать с позиций различных концепций, представляя ученикам право выбора и диалога; актуализировать излагаемый материал, показав его связь с со временностью, что непременно усилит интерес учащихся к предмету, позволит взглянуть на него более широко, глубже понять его обще ственную значимость; в изложении материала исходить из принципа целостности че ловеческой культуры, стремиться к ее объемному постижению. Дальнейшая самореализация личности может быть осуществле на лишь при условии вовлечения ее в процесс самопознания и само конструирования. Последние предполагают развитую способность рефлексировать над знаниями, а также сочетать интуитивные и рассу дочные приемы. Процесс реализации и самоопределения личности начинается со школы и, не прерываясь, продолжается во взрослом периоде. Учиты вая этот момент формирования творческого потенциала личности, следует отметить, что современные тенденции развития образователь ного процесса предполагают использование механизма взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики и мыслитель ных действий. Одним из путей реализации этого механизма является привлече ние учащихся к сознательному целеполаганию в плане собственного развития. Другим – является периодическое выведение обучаемых на уровень отчетливого и ясного осознания изменений, происходя щих в их духовном мире. Важно при этом оказать обучаемым комп лекс психических услуг, чтобы они могли уточнить свои профессио нальные ориентации, получить реальное представление о своих ин теллектуальных и психологических способностях и выявить степень их соответствия требованиям планируемой профессии, развить ин дивидуальнопсихологические качества, необходимые для выбранной профессиональной деятельности, спроектировать схему реализации планов интеллектуальнодуховного роста и самоопределения в соци альном пространстве. Очевидно, что на каждом этапе процессу становления личности должна предшествовать определенная подготовительная работа, кото рая расчленяется на ряд моментов: профориентационная деятельность в школе с учащимися, вклю чающая в себя работу различных кружков творчества (в зависимости от избранной профессиональной направленности); это позволяет дос таточно серьезно их сориентировать на свою будущую профессию; 77 проведение экскурсий на предполагаемые отрасли деятельнос ти, с тем чтобы сформировать ясные представления о специфике вы бираемой профессии; заключение договоров с предприятиями на подготовку специа листов, согласно которым обучаемые будут проходить практику на этом предприятии и по окончании учебы будут там же трудоустроены; обучение студентов по индивидуальным программам на основе договоров с предприятиями; проведение занятий со студентами на базе предприятия с при влечением к учебной работе ведущих специалистов данного предпри ятия. В совокупности эта работа предстает как многоуровневая в под готовке квалифицированных специалистов. Формируя тот или иной подход к обучению учащихся, педагог должен исходить из принципа креативности, который предполагает усмотреть в каждом ученике творческую личность. У одних творчес кие наклонности могут проявиться сами по себе, а для других требует ся определенный толчок извне, чтобы их вызвать. Толчком может слу жить само отношение педагога к учебному процессу, его заинтересо ванность в формировании креативных качеств личности. В этом про цессе плодотворными могут быть следующие шаги педагога: стремится создать благоприятные условия для проявления сво боды учеников; строит учебную работу с учетом индивидуальных особенностей учащихся, позволяя субъектам обучения планировать творческое от ношение к изучению предметной дисциплины; рассматривает содержание предмета с использованием средств и форм, способствующих его осознанию и осмыслению; формирует педагогическое отношение с субъектами обучения так, чтобы поднять их неосознаваемые глубинные мотивы, интересы и потребности до уровня осознаваемых. Учителя, которые стремятся формировать творческую личность, решают двоякую задачу: с одной стороны, идет процесс самоактуали зации преподавателя путем целенаправленного творческого поиска эффективных форм и средств обучения и воспитания учащихся, с другой – формируются условия «самотрансценденции» ученика, то есть в ходе учебы грамотное педагогическое воздействие учителя на обучаемого приводит к тому, что последний обращается к самому себе и к своему внутреннему миру, в результате чего вызывает состояние творческого вдохновения. Раздел 2. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 78 Философско социологические проблемы общества, науки и образования В этом состоянии учащиеся сознают собственные мотивы, позна ют истинные желания, учатся выражать себя, отстаивать свои взгля ды. Познавая себя, они ищут свое призвание, открывают в себе свои способности, сознают истинное предназначение. Этот процесс, в ко нечном счете, носит характер социализации, и направлен на самоопре деление, на то, чтоб найти свое место в общественной действительно сти, где они могут себя полностью реализовать.
Подготовка такой личности предполагает принципиально иной подход к обучению
11 ноября 202111 ноя 2021
3
6 мин
Общество нуждается в специалистах, способных к самостоятель ным и ответственным решениям, мыслящих достаточно масштабно, готовых к нормальному восприятию нестандартных ситуаций и час тым изменениям в общественной жизни, умеющих найти конструк тивный «диалог» с окружающей природой. Быстротекущие социальные процессы требуют быть готовыми к обновлению знаний, мировоззрения и смене взглядов на общественные 75 и природные феномены. Личность, отвечающая этим требованиям, есть открытая личность для творческого совершенствования, диалога с дру гими людьми и миром, а следовательно, есть личность, способная к са мореализации в динамической, изменяющейся реальности. Подготовка такой личности предполагает принципиально иной подход к обучению и воспитанию учащихся, а значит, и к организации образовательного процесса в целом. Следует пересмотреть все струк турные компоненты образовательной системы. При этом в первую очередь изменению должны быть подвергнуты цели и содержание об разования, методы и