Художественное творчество оказывается одним из путей форми рования правосознания отдельной личности и общества в целом, и, в силу своих особенностей, способно в некотором смысле наилучшим образом решить эту задачу. Если же говорить о многообразных фор мах воздействия на человека, то стоит отметить, что именно литера тура (искусство) в силу своей специфики наилучшим образом комп лексно служит этим целям. В отношении к человеку литература выс тупает как источник познания и самосознания, а также как средство общения, как ценностная ориентация и как орудие духовнопракти ческого изменения действительности. Более полно осветить этот вопрос можно, рассмотрев воздействие художественной литературы на различные компоненты, составляю щие правосознание – то есть, исследуя роль художественной литера туры в процессе формирования правовых идей, представлений, уста новок, чувств, настроений и т.п. Вопервых, художественная литература (и искусство в целом) играет существенную роль в процессе внедрения в массовое сознание определенных правовых идей, то есть в процессе идеологизации обы денного сознания. Ведь если художественное творчество обладает спо собностью идейноэстетического воздействия на сознание и волю людей и выполняет тем самым определенные общественные функции в классовом обществе, то соответственно, общественные классы ис пользуют его для пропаганды своих политических, социальных идей. Происходит своего рода популяризация положений, составляющих основу действующего права, а также научных теорий, то есть так назы ваемого идеологического уровня правосознания, или правовой идео логии, с помощью других идеологических форм, к которым причис ляется и искусство. В процессе взаимодействия популяризирован ных форм идеологии с обыденными идеологическими ориентациями формируется сложное двухуровневое образование, для обозначения которого исследователи используют понятие «квазиидеология». По сути, разновидностью подобной «квазиидеологии» является и так называемое «обыденное» правосознание. В отличие от теоретической идеологии, квазиидеология выступает не в форме концептуально офор мленного и системно организованного знания, а преломляется через комплекс мотивов, ценностных ориентаций и представлений стерео типного характера. Не менее важную роль играет литература в процессе внедрения в сознание новых понятий или новых значений старых понятий из пра вового словаря. Разумеется, особенно актуальной эта роль становится 57 в период смены нормативных систем, когда новые понятия возникают едва ли не ежедневно, и их необходимо оперативно разъяснять и вне дрять в сознание населения. Подобное «правильное» понимание ста новится и залогом эффективного управления – не в последнюю оче редь, в правовой сфере. Художественная литература, как известно, обладает способнос тью не просто образно отражать новые события и явления, но и произ водить своего рода «пробное оперирование» новыми понятиями и значениями (представлениями), и такого рода деятельность, как от мечают искусствоведы, «подготавливает людей к реальным действи ям в меняющемся окружении». Например, процесс замены в право вом словаре термина «наказание» термином «меры социальной защи ты» требовал соответствующего «художественного подкрепления» для того, чтобы и сам термин, и обозначаемая им идея были осознаны и приняты населением. Воспитательная роль художественной литературы оказывается также крайне важной в процессе формирования такой составляющей правосознания, как правовые установки. С помощью специфически художественных средств – системы образов, сюжетных коллизий, даже – особых метрических, ритмических, звуковых приемов (если речь идет о поэзии) и т.п. литература воспитывает читателя как носителя совершенно определенных правовых установок, заставляет «правиль но» воспринимать происходящие правовые явления, понимать и оце нивать правовую теорию и практику, и, главное, – действовать в кон кретной жизненной ситуации в соответствии с этими оценками. В этом смысле классическим примером являются некоторые литератур ные произведения «о доблестных чекистах, следователях, милицио нерах», которые формируют в сознании читателя представление о необходимости борьбы с разгулявшейся преступностью, пробуждают бдительность, подозрительность по отношению к окружающим, а глав ное – воспитывают полезную для власти установку, суть которой – в готовности гражданина оказывать содействие правоохранительным органам. Наконец, нельзя не сказать и еще об одном компоненте, или, вер нее, совокупности компонентов правового сознания, на которое такой метод, как художественное творчество, оказывает весьма ощутимое воздействие. Речь идет о так называемых эмоциональных аспектах правосознания – правовых настроениях, чувствах, эмоциях. Вопрос о формировании эмоциональной сферы сознания – как индивидуаль ного, так и общественного, вообще, является достаточно сложной пси образования хологической проблемой, однако, отрицать воздействие искусства в различных его формах на формирование чувственной, эмоциональ ной сферы человека, повидимому, не приходится. Это особенно важ но, когда речь идет о формировании определенных чувств, эмоций, настроений в правовой сфере, то есть, области, которая сама по себе достаточно формализована, рациональна, и, в идеале, эмоционально нейтральна. Однако целый ряд правовых чувств являются залогом эффективности правового регулирования, в частности, речь может идти о доверии к правоохранительным органам и суду, чувстве ответ ственности, уважении к закону, солидарности с действующим правом и т.п. Рассмотренные выше формы и направления воздействия худо жественной литературы и искусства на правосознание могут реализо вываться в той или иной степени в любом обществе, независимо от особенностей конкретной общественнополитической системы.
Вопервых, художественная литература (и искусство в целом) играет существенную роль в процессе внедрения в массовое сознание
11 ноября 202111 ноя 2021
1
4 мин