Найти в Дзене
Александр Залесов

«Аркейн» уложил на лопатки «Игру в кальмара» и вошёл в топ-250 на КиноПоиске. Что происходит?

Оглавление

Привет, это Саша, ваш кинокритик в Дзене. «Игра в кальмара» отошла на второй план, Нетфликс коронует нового короля поп-культуры — сериал «Аркейн». Не игровой, а мультипликационный (хоть и нарисованный в достаточно реалистичной манере). Он получил невероятно высокие оценки от зрителей и критиков (почти 9.5 на IMDb) и уже после первых трёх эпизодов (сейчас доступен весь первый сезон) обзавёлся армией преданных фанатов. Давайте смотреть и думать, почему так случилось и достойно ли произведение этих оваций. Забегая вперёд скажу, что во время просмотра я прошёл весь путь от любви до разочарования. Объясню, почему.

Что нужно знать перед просмотром

«Аркейн» — городское фэнтези, основанное на персонажах и мире популярной компьютерной игры «Лига Легенд» (League of Legends). Но чтобы получить удовольствие от сериала совсем необязательно быть заядлым игроком. Можно вообще ничего не знать и заходить с нуля. Сериал дружелюбен к новичкам.

Что ожидать

По жанру «Аркейн» — мультипликационная версия «Игры престолов», только с прицелом на молодёжную аудиторию. Тут есть интриги и политика, важные вопросы о том, как должно быть устроено общество и что делать в жизни, но первое место занимают отношения двух сестёр и яркие боевые сцены.

О чём всё это

Я когда-то был школьником и очень любил видеовставки в играх. Катсцены. Они всегда выглядели лучше, чем сама игра и были скорее похожи на фильм. Из угловатых пикселей обычного игрового процесса тебя переносили в настоящее кино. Герои обретали плоть и кровь. Они уже были не просто фигурки на карте, но полноценные люди.

«Аркейн» дарит примерно такие же ощущения. Это будто бы игра. Гипертрофированный стимпанк-мир, хоть моментами и может в голове насмотренного зрителя или критика соединиться с синим небом Хаяо Миядзаки, напрямую вырос из игр. Вы это чувствуете, даже если не слышали, что такое «League of Legends». Игровое в сериале видно во всём: от дизайна персонажей до свободного монтажа и боевых сцен, которые напоминают как раз катсцены из игр, а не традиционные анимационные фильмы.

Вай и её команда
Вай и её команда

Это первый удар «Аркейна». Наконец-то мы видим мир, вдохновленный игрой, но который выглядит живым. Вторым ударом сериал ошарашивает уже максимально широкую аудиторию. За ограниченный промежуток времени он даёт концентрированный заряд драмы. А драма, хоть мы могли это подзабыть — главное, что привлекает нас в фильмах и особенно в сериалах.

Драма «Аркейн», как и драма всех золотых сериалов, вырастает из героев. Предатели, политиканы, герои прошлых лет, отчаявшиеся, надеющиеся, простаки, мудрецы, наивные дети и хитрые дельцы. Их тут целая россыпь. «Аркейн», как и уже упоминавшаяся «Игра престолов», ведёт нас сразу по нескольким уровням. Как сказали бы на уроках литературы, разбирая «Войну и мир», тут сразу несколько мыслей.

Мысль семейная, мысль политическая, мысль социальная, и, наконец, глобальная мысль о противостоянии технологии и магии. Все они переплетаются, создают мини-кульминации и повороты в разных местах, так что внимание держится прочно. Секунду назад произошла важная сцена, имеющая отношение к социальному конфликту, а в следующей нам рассказывают о семейных делах. В рамках одного мира мы смотрим сразу с десяток разных историй.

В сериале есть сильные трагические моменты. Один точно
В сериале есть сильные трагические моменты. Один точно

И тут, конечно, время вспомнить недавнюю «Дюну», которая погрузила зрителей в транс, но не дала им и половины той драмы, которая развернулась в первых трёх сериях «Аркейн» (суммарно они всё ещё короче «Дюны»).

Что не так

Мир неидеален. И, конечно, и здесь есть своя ложка дёгтя. Насколько большой она будет для вас — другой вопрос.

Сериал выходил не по схеме «новая серия каждую неделю» и не как это обычно делает Нетфликс — весь сезон в один день. Девять серий разделили на три акта и выпускали порциями по три. Ничего плохого в этом нет. Наоборот, необычный способ знакомства с произведением. Проблема в том, что первый акт (первые три серии) является законченной историей (коротая отлично бы смотрелась и как фильм), а два остальных — набором серий, которые к концовке повисают в воздухе. Это сильно снижает их эмоциональную отдачу.

Я выше писал, что драма держится на героях. Так и есть. В «Аркейне» их много. Но чем дальше по сюжету, тем герои становятся всё более и более простыми. Условными. Можно даже составить «генератор сериальных героев». Обычный персонаж «Аркейна» — это герой, получивший травму в детстве, который потом как-то выкарабкался, но трагически она всё ещё влияет на его поступки. Если в сериале вы видите, что человек делает что-то плохое, потерпите, пока нам не покажут, почему он делал эти ужасы. Там скорее всего будет какая-нибудь болезнь/психологическое насилие/страх потерять близких. Каждый злодей на самом деле не злодей, а непонятый, потерянный, травмированный.

И тебя жалко
И тебя жалко

Всех жалко — так бы звучал слоган сериала. Поэтому неудивительно, что авторы так часто прибегают к тому, чтобы дать свои героям какое-то эмоциональное помешательство. «Безумие» даёт персонажу способность делать что угодно, не получая практически никакого зрительского неодобрения. «Ну, что с него взять, несчастный он», — скажете вы, после того как герой убил пару десятков (да или даже одного человека). «Безумие» одновременно забирает свободу действий у героя. Любой плохой поступок трактуется сериалом как «он это сделал потому, что у него мама умерла, а вот если бы не умерла, он бы никогда так плохо не поступил». Никто не может быть по-настоящему, по-честному плохим.

Это, для меня, главный провал «Аркейна». Неспособность показать настоящие ужасы, которые происходят в глубине человека. Ужасы, которые возникают не потому, что в детстве мы увидели смерть и боль, а потому что сама человеческая природа — место тёмное. Зло есть в самом человеке изначально, а не появляется только из опыта жизни в обществе. Общество влияет, но лишь настолько, насколько может. Большую часть времени мы сидим один на один со своим собственным разумом. И он рождает чудовищ.

Балансирующий итог

«Аркейн» сформировал свой визуальный язык, отсылающий к играм. Кому-то к нему придётся привыкнуть, но его отдельность и особенность остаются вне сомнений. Вторым плечом «Аркейн» опёрся на традицию многосоставных драм, в которых личные судьбы переплетаются с судьбами всего мира. И пока сейчас студии думают, что же станет «новой "Игрой престолов"», внезапный мультсериал на Нетфликсе уже ей стал.

Но в отличие от знаменитого предшественника, «Аркейну» просто не хватает духа заглянуть в зияющую дыру под названием человек. Известному пессимисту и любителю светлых историй Хаяо Миядзаки это удалось в анимационной форме, а современному «мрачному фэнтези» — нет. Поэтому несмотря на свои достоинства, «Аркейн» оказался примерно тем же повторением уже известных нетфликсовских клише: травмированные люди, злое общество, богатые и бедные, злодеи-безумцы, всех жалко. Судя по высочайшим оценкам, видимо, так мы сейчас себя чувствуем. Хотим, чтобы нас просто пожалели и поняли.