Зрительская оценка 6,2 на самом популярном киносайте Вселенной IMDb. Полный провал в американском прокате (менее 49 миллионов долларов при бюджете в 75 миллионов) и скромные показатели в прокате мировом (чуть больше 161-го миллиона). Наконец, полное игнорирование фильма «оскаровским» комитетом (при том, что первые 3 части неизменно получали номинации в «технических» категориях, а вторая принесла номинации исполнительнице главной роли и композитору). Неужели у худшей части классической квадрологии про Чужих можно найти хоть какие-то достоинства? Я смею утверждать, что их у картины Жан-Пьера Жене «Чужой: Воскрешение» масса! И об одном я уже упомянул, перечисляя 4 с половиной повода ненавидеть этот фильм. С него и начну.
Логичное продолжение сюжета. Сценарий «Воскрешения» стройно увязан с прежними частями. Погибшая в позе распятого Христа героиня именно что воскрешает (благодаря учёным, которые, конечно, не оставили попыток поисследовать иноземный организм), а образ её развивается (а не остаётся пережёвыванием уже пережёванного). Напомню ещё раз этапы этого развития: в первом фильме космолейтенант Рипли знакомилась с Чужим и бегала от него в ужасе, во втором смело принимала бой с Чужими, в третьем рожала Чужого, ну а у Жене сама стала Чужим, пусть и частично. Разумеется, такая эволюция неизбежно привела к радикальным изменениям в характере героини. Рипли растеряла спокойную настороженность, склонность к самопожертвованию и женственность, стала жёсткой и резкой. Даже сильный материнский инстинкт начал действовать в ней по отношению к неожиданным объектом (в 4 части она опекает андроида и даже бэби-монстра отправляет развеяться по космосу не без родительского сострадания). Не все зрители простили такие изменения, это и было большой причиной коммерческого провала.
Яркий актёрский ансамбль. Конечно, главное украшение всей франшизы – вовсе не Чужой (каким бы гениальным ни был его дизайн) и не безжалостное молчание Космоса. Без Сигурни Уивер франшиза была бы совсем другой, а, может, не состоялась бы вовсе. Но в 4 часть Жан-Пьер Жене сумел завлечь не только её (а рассматривался вариант вообще обойтись в сюжете без Рипли), но и собрал великолепный актёрский ансамбль. Запоминающийся Доминик Пиньон, брутальный Рон Перлман, трогательная Вайнона Райдер (у которой роль андроида в «Воскрешении» - вообще среди лучших в карьере, всегда забавный Дэн Хэдайя. Относительно последнего, правда, случился явный мискаст. Уж слишком острохарактерный актёр Хэдайя и совершенно пародийно смотрится в роли капитана космического корабля. Но, как бы там ни было, каст – это просто dream team, не иначе!
Пугающий Брэд Дурифф. Перечисляя актёров, я неспроста не упомянул Брэда Дуриффа среди остальных. Он ведь заслуживает отдельного упоминания. Всегда как минимум интересный и пугающий, в «Чужом: Воскрешении» он «чужее» самих Чужих. Особенно это видно по сцене, в которой он обращается с космическими монстрами, как с лабораторными крысками. За это ему ещё предстоит поплатиться, но в данных нескольких минутах какая-то инопланетная природа американского актёра проявляется, как нигде ещё.
Несколько великолепных сцен. Сцена с Брэдом Дуриффом, копирующего мимику Чужого, вошла в череду великолепно придуманных и снятых сцен, намертво вклеивающихся в зрительскую память. Таких немало во франшизе (первые два фильма выжигаются в памяти практически целиком), да и у Жене – немало. Это и сцена знакомства Рипли с космическими пиратами в спортивном зале, где самоуверенная лейтенантша (вернее, её клон) демонстрирует чудеса обращения с мячом. Это и секундные вспышки, в которых Рипли оказывается в ласковых, любящих объятиях своих зубастых врагов. Это и напряжённая сцена подводного заплыва через затопленную «кухню» (лично я до сих пор не могу понять, как авторам удалось без компьютерной графики так эффектно показать водоплавающих Чужих). Просто удивительно, как настолько смачные, обворожительные, впечатляющие кадры не сложились в итоге в более шедевральное целое.
Практические спецэффекты.
Как я уже писал в рассказе о недостатках «Воскрешения», Жан-Пьер Жене очень хотел наполнить фильм компьютерной графикой. А поскольку сделать ему это, к счастью, не позволили, пришлось ему довольствоваться спецэффектами «живыми», рукотворными. И получилось великолепно! Аниматронные куклы монстров (большинство из них – в «натуральный» размер), макеты исполинских космических кораблей, нарисованное на задних звёздное небо выглядят гораздо лучше и эффектнее, чем многие из нынешних «цифровых» аналогов. И актёры взаимодействуют со всем эти великолепие гораздо естественней, ведь им не приходится ломать голову, какое чудо-юдо нарисует компьютерщики впоследствии на месте теннисного мячика, который в пустом павильоне с зелёными стенами «играет роль» дракона или ещё какой неведомой зверюги.
Неплохое чувство юмора. Да, лёгкая ирония, которой отличается авторская манера Жан-Пьера Жене излагать историю, отлично подходит для сюжетов про добрую парижанку с большими глазами и даже для мрачных сказок про похищенных детей, но совсем не подходит для фильмов из Вселенной Чужих. Тем не менее, в самом этом ненавязчивом юморе ничего плохого нет. Поэтому, если отрешиться от того, что ты смотришь 4 часть киносериала, чьей отличительной чертой была мрачность и тягучая атмосфера страха, то можно получить наслаждение и от дурашливых пикировок пиратов, и от издёвок над ними со стороны Рипли, и откровенно карикатурное изображение учёного персонала космической лаборатории.
Энтузиазм создателей. Наконец, по фильму видно, что снимался он с явным интересом со стороны всех авторов. Чувствуется, что и монстрюков собирали с увлечённостью, и что актёры играли не без самоотверженности. И если знать некоторые истории со съёмочной площадки, чувство это становится объяснимым. Так, к примеру, известно, что для работы над ролью Сигурни Уивер долго и упорно тренировалась с волейбольным мячом. И все её трюки на экране с мячиком – это результат тех усердных тренировок. Даже невероятное попадание мячом в корзину, которое Рипли совершает не глядя, просто бросая мяч за спину, снято было реально, без всяческих киношных трюков. Известно, что Вайнона Райдер мечтала поработать с Сигурни и выложилась по полной, когда мечта сбылась. Известно, что во время съёмок подводных сцен Рон Перлман едва не утонул, поскольку слишком упрямствовал в своём желании проделать все самые опасные, рискованные действия своего персонажа самостоятельно, без помощи каскадёров. И вот такая самоотверженность как минимум достойна уважения.
В связи с вышеперечисленным (а перечислил я только основные достоинства фильма Жене) я – в отличие от большинства зрителей – вовсе не считаю «Чужой: Воскрешение» таким уж неудачным фильмом. Скажем так, это неудачное окончание киносериала про Рипли, но великолепное фантастическое кино. Такой вот парадокс!
Читайте так же:
Действительно ли устарел «Чужой» Ридли Скотта, как заявляют некоторые