Найти тему
КиноРаритет

7 причин любить «Чужой: Воскрешение» французского гения Жан-Пьера Жене

Зрительская оценка 6,2 на самом популярном киносайте Вселенной IMDb. Полный провал в американском прокате (менее 49 миллионов долларов при бюджете в 75 миллионов) и скромные показатели в прокате мировом (чуть больше 161-го миллиона). Наконец, полное игнорирование фильма «оскаровским» комитетом (при том, что первые 3 части неизменно получали номинации в «технических» категориях, а вторая принесла номинации исполнительнице главной роли и композитору). Неужели у худшей части классической квадрологии про Чужих можно найти хоть какие-то достоинства? Я смею утверждать, что их у картины Жан-Пьера Жене «Чужой: Воскрешение» масса! И об одном я уже упомянул, перечисляя 4 с половиной повода ненавидеть этот фильм. С него и начну.

Логичное продолжение сюжета. Сценарий «Воскрешения» стройно увязан с прежними частями. Погибшая в позе распятого Христа героиня именно что воскрешает (благодаря учёным, которые, конечно, не оставили попыток поисследовать иноземный организм), а образ её развивается (а не остаётся пережёвыванием уже пережёванного). Напомню ещё раз этапы этого развития: в первом фильме космолейтенант Рипли знакомилась с Чужим и бегала от него в ужасе, во втором смело принимала бой с Чужими, в третьем рожала Чужого, ну а у Жене сама стала Чужим, пусть и частично. Разумеется, такая эволюция неизбежно привела к радикальным изменениям в характере героини. Рипли растеряла спокойную настороженность, склонность к самопожертвованию и женственность, стала жёсткой и резкой. Даже сильный материнский инстинкт начал действовать в ней по отношению к неожиданным объектом (в 4 части она опекает андроида и даже бэби-монстра отправляет развеяться по космосу не без родительского сострадания). Не все зрители простили такие изменения, это и было большой причиной коммерческого провала.

В 4 части киносаги про Чужих взаимоотношения космической воительницы Рипли с инопланетными монстрами принимают совсем уж интимный характер
В 4 части киносаги про Чужих взаимоотношения космической воительницы Рипли с инопланетными монстрами принимают совсем уж интимный характер

Яркий актёрский ансамбль. Конечно, главное украшение всей франшизы – вовсе не Чужой (каким бы гениальным ни был его дизайн) и не безжалостное молчание Космоса. Без Сигурни Уивер франшиза была бы совсем другой, а, может, не состоялась бы вовсе. Но в 4 часть Жан-Пьер Жене сумел завлечь не только её (а рассматривался вариант вообще обойтись в сюжете без Рипли), но и собрал великолепный актёрский ансамбль. Запоминающийся Доминик Пиньон, брутальный Рон Перлман, трогательная Вайнона Райдер (у которой роль андроида в «Воскрешении» - вообще среди лучших в карьере, всегда забавный Дэн Хэдайя. Относительно последнего, правда, случился явный мискаст. Уж слишком острохарактерный актёр Хэдайя и совершенно пародийно смотрится в роли капитана космического корабля. Но, как бы там ни было, каст – это просто dream team, не иначе!

У «Чужого: Воскрешения» настоящий дрим-тим в качестве кастинга, хоть и отличается некоторой пестротой
У «Чужого: Воскрешения» настоящий дрим-тим в качестве кастинга, хоть и отличается некоторой пестротой

Пугающий Брэд Дурифф. Перечисляя актёров, я неспроста не упомянул Брэда Дуриффа среди остальных. Он ведь заслуживает отдельного упоминания. Всегда как минимум интересный и пугающий, в «Чужом: Воскрешении» он «чужее» самих Чужих. Особенно это видно по сцене, в которой он обращается с космическими монстрами, как с лабораторными крысками. За это ему ещё предстоит поплатиться, но в данных нескольких минутах какая-то инопланетная природа американского актёра проявляется, как нигде ещё.

В фильме «Чужой: Воскрешение» не всегда понятно, кто страшнее - инопланетные зверюги или изучающий их учёный в исполнении Брэда Дуриффа
В фильме «Чужой: Воскрешение» не всегда понятно, кто страшнее - инопланетные зверюги или изучающий их учёный в исполнении Брэда Дуриффа

Несколько великолепных сцен. Сцена с Брэдом Дуриффом, копирующего мимику Чужого, вошла в череду великолепно придуманных и снятых сцен, намертво вклеивающихся в зрительскую память. Таких немало во франшизе (первые два фильма выжигаются в памяти практически целиком), да и у Жене – немало. Это и сцена знакомства Рипли с космическими пиратами в спортивном зале, где самоуверенная лейтенантша (вернее, её клон) демонстрирует чудеса обращения с мячом. Это и секундные вспышки, в которых Рипли оказывается в ласковых, любящих объятиях своих зубастых врагов. Это и напряжённая сцена подводного заплыва через затопленную «кухню» (лично я до сих пор не могу понять, как авторам удалось без компьютерной графики так эффектно показать водоплавающих Чужих). Просто удивительно, как настолько смачные, обворожительные, впечатляющие кадры не сложились в итоге в более шедевральное целое.

Жан-Пьеру Жене в «Чужом: Воскрешении» удалось как минимум добавить во франшизу с десяток врезающихся в память сцен
Жан-Пьеру Жене в «Чужом: Воскрешении» удалось как минимум добавить во франшизу с десяток врезающихся в память сцен

Практические спецэффекты.

Как я уже писал в рассказе о недостатках «Воскрешения», Жан-Пьер Жене очень хотел наполнить фильм компьютерной графикой. А поскольку сделать ему это, к счастью, не позволили, пришлось ему довольствоваться спецэффектами «живыми», рукотворными. И получилось великолепно! Аниматронные куклы монстров (большинство из них – в «натуральный» размер), макеты исполинских космических кораблей, нарисованное на задних звёздное небо выглядят гораздо лучше и эффектнее, чем многие из нынешних «цифровых» аналогов. И актёры взаимодействуют со всем эти великолепие гораздо естественней, ведь им не приходится ломать голову, какое чудо-юдо нарисует компьютерщики впоследствии на месте теннисного мячика, который в пустом павильоне с зелёными стенами «играет роль» дракона или ещё какой неведомой зверюги.

До сих не понимаю, как без компьютерных спецэффектов удалось отснять заплыв чужих под водой
До сих не понимаю, как без компьютерных спецэффектов удалось отснять заплыв чужих под водой

Неплохое чувство юмора. Да, лёгкая ирония, которой отличается авторская манера Жан-Пьера Жене излагать историю, отлично подходит для сюжетов про добрую парижанку с большими глазами и даже для мрачных сказок про похищенных детей, но совсем не подходит для фильмов из Вселенной Чужих. Тем не менее, в самом этом ненавязчивом юморе ничего плохого нет. Поэтому, если отрешиться от того, что ты смотришь 4 часть киносериала, чьей отличительной чертой была мрачность и тягучая атмосфера страха, то можно получить наслаждение и от дурашливых пикировок пиратов, и от издёвок над ними со стороны Рипли, и откровенно карикатурное изображение учёного персонала космической лаборатории.

Дэн Хедайя не оставлял острохарактерности своего актёрского таланта даже в последние секунды жизни персонажа
Дэн Хедайя не оставлял острохарактерности своего актёрского таланта даже в последние секунды жизни персонажа

Энтузиазм создателей. Наконец, по фильму видно, что снимался он с явным интересом со стороны всех авторов. Чувствуется, что и монстрюков собирали с увлечённостью, и что актёры играли не без самоотверженности. И если знать некоторые истории со съёмочной площадки, чувство это становится объяснимым. Так, к примеру, известно, что для работы над ролью Сигурни Уивер долго и упорно тренировалась с волейбольным мячом. И все её трюки на экране с мячиком – это результат тех усердных тренировок. Даже невероятное попадание мячом в корзину, которое Рипли совершает не глядя, просто бросая мяч за спину, снято было реально, без всяческих киношных трюков. Известно, что Вайнона Райдер мечтала поработать с Сигурни и выложилась по полной, когда мечта сбылась. Известно, что во время съёмок подводных сцен Рон Перлман едва не утонул, поскольку слишком упрямствовал в своём желании проделать все самые опасные, рискованные действия своего персонажа самостоятельно, без помощи каскадёров. И вот такая самоотверженность как минимум достойна уважения.

Вайнона Райдер мечтала поработать в одном кадре с Сигурни Уивер и «Чужой: Воскрешение» такую возможность ей предоставил
Вайнона Райдер мечтала поработать в одном кадре с Сигурни Уивер и «Чужой: Воскрешение» такую возможность ей предоставил

В связи с вышеперечисленным (а перечислил я только основные достоинства фильма Жене) я – в отличие от большинства зрителей – вовсе не считаю «Чужой: Воскрешение» таким уж неудачным фильмом. Скажем так, это неудачное окончание киносериала про Рипли, но великолепное фантастическое кино. Такой вот парадокс!

Читайте так же:

Действительно ли устарел «Чужой» Ридли Скотта, как заявляют некоторые

Нафотошопленная дочка Рипли и торопыга-ксеноморф: почему мне не нравится режиссёрская версия «Чужих» Джэймса Кэмерона

Монстр из чрева быка и распятая Рипли: восстановленные задумки Дэвида Финчера в «режиссёрской» версии «Чужого 3»