Наконец, главный пункт «Инструкции» — просьба к папе сделать «короля своим вассалом»34.Рассматривая папу как могущественного правителя, короли Конго пытались отдать себя под его прямое покровительство, чтобы этим исключить возможность дальнейшего укрепления влияния Португалии.
Папа Павел V, не желая прямой ссоры с Филиппом II Испанским, ответил Алвару II весьма уклончиво: «Мы обещаем Вашему Величеству, что, когда мы будем лучше информированыи будем в совершенстве знать все, что Ваш посол должен был обсудить с нами, мы окажем Вам, насколько сможем, действенную помощь перед лицом нашего дражайшего сына Филиппа, католического короля Испании»482.Единственное, что мог папа практически сделать без особого ущерба для испанской короны,— даровать королю Конго титул «Его Величество», что он и делает на протяжении всего письма, написанного в ответ на все жалобы и обиды правителя далекой африканской страны483.
Тем не менее отныне просьба принять королей Конго «в вассалы» папского престола становится лейтмотивом в переписке Алвару II с папской курией. Он возвращается к этим сюжетам неоднократно, а в последний раз — накануне смерти (письмо-попало в Рим в 1615 г.)484.Так же упорно возвращается Алвару II и к остальным просьбам, видя в несоблюдении духовенством этикета стремление подорвать его авторитет как в глазах своих подданных, так и европейцев485.Число жалоб возрастало по мере нарастания конфликтов между королем и епископами Сан-Салвадора. Конфликты эти закончились скандалом с епископом Мануэлом Баптистой настолько громким, что папа на этот раз вынужден был вмешаться и отозвать Баптисту, усердного не столько в делах веры, сколько в помощи своим покровителям, португальским властям Анголы, и в накоплении кземных благ».
Еще в письме папе от 27 февраля 1613 г. Алвару II жалуется, что епископ Мануэл Баптиста ведет себя так, что это заставляет подозревать, будто португальцы задумали за-воевать страну486.А спустя месяц король Конго пишет папе особое письмо о* странной деятельности епископа в Конго487.Алвару II настолько возмущен и обескуражен поведением этого «своего» епископа,, что сетует на неразумность своих хлопот о создании диоцеза Саи-Салвадор и просит заменить епископа488.
Обвинения против Мануэла Баптисты сводятся к следующему. Епископ не уважает короля, чем дает повод презирать его всем правителям-язычникам. Он открыто занимается торговлей и работорговлей и при этом продает свои товары наполовину выше обычных цен, выжидая удобного для этого момента. Он использует свои права для личного обогащения, вымогая деньги под угрозой отлучения от церкви. В населении страны он видит своих врагов, а на исповеди задает такие вопросы, какие не имеет права задавать. Наконец, в церкви он ставит епископское кресло выше королевского, не соблюдает церемониала, принятого в римской церкви по отношению к королям, я не желает называть короля Конго титулом «Его Величество», как это делает папа (в скобках — при этом епископ плохо отзывается о самом папе!). Таково краткое резюме этого интересного документа. Мы не уделяли бы так много внимания истории деятельности Мануэла Баптисты, если бы ib документации, связанной с этой деятельностью, не отразились сложные судьбы страны, ее внутренние противоречия и борьба европейцев за господство в ее пределах. Поведение Баптисты — зеркало захватнических устремлений португальской знати. Это король Конго подметил очень тонко. Он не знал лишь того, что сам Баптиста — один из представителей знатной семьи, в течение долгого времени осуществлявшей и подталкивавшей колониальные прожекты португальской короны489.Не знал он и того, что будущий епископ получил от короля Филиппа II Испанского весьма точные инструкции и пытался их придерживаться, что привело к конфликту с королем Конго, а позже и с папой. В письмах королю Португалии Баптиста пишет, что навлек гнев и ненависть короля Конго, отказывая ему в титуле «Его Величество» и преследуяпортугальца Диогу Пестана (духовника короля и большого его друга) по приказам короля Филиппа II490.В результате ссоры епископ покинул Сан-Салвадор и переехал в Луанду, поближе к резиденции губернатора Анголы. По приказу Баптисты вместе с ним покинула страну и большая часть католического духовенства491.По-видимому, такой оборот дела был совсем нежелателен и королю Филиппу II Испанскому, лишившемуся из-за неумелой тактики Баптисты возможности иметь в Конго «свою руку». О своем недовольстве Филипп в очень резкой форме сообщал папским сановникам; он писал им, что приказал епископу вернуться в Португалию492.
Единственным практическим результатом апелляции Алвару II к папскому престолу была подготовка нескольких миссий. В 1608—1610 гг. была отправлена миссия из трех кармелитов, (она и привезла ответ папы королю Конго от 4 октября 1610 г.)493,которая после длительной задержки в Лисабоне (сопротивление Совета Португалии «отъезду испанских миссионеров») в октябре 1610 г. прибыла в Сан-Салвадор. В июле 1610 г. в Луанду приехали доминиканцы (четверо)494.Многие из миссионеров умерли, едва попав в страну. Другие быстро приспособились к нра’вам, царившим в португальской колонии в Конго. Письма Алвару II изобилуют жалобами на недостойное поведение духовенства. Еще в 1602 г., извещая папский престол о смерти епископа М. Рангела, Алвару II горько сетует на поведение одного из представителей этого духовенства, временно заменившего епископа: «Он никогда не желал заниматься этой церковью, но все время находится в путешествии без основательных причин, занятый преумножением своих доходов. Мои подданные и знатные господа оскорблены в такой степени, что его дурное поведение не может не иметь большого влияния»495.
В одном из писем папе Алвару II рассказывает о ссорах между представителями духовных властей после смерти епископа: «Что касается первой вакансии епископского трона, то между членами капитула происходили большие ссоры и беспорядки. Они всенародно ругались на местах и службах в присутствии короля...»496.
В переписке высшего духовенства упоминается, что миссионеры в Конго участвуют в торговле слоновой костью497.Если вспомнить приведенные выше сведения о том, что епископ Мануэл Баптиста был занят не столько делами церкви, сколько торговлей и работорговлей, то вырисовывается очень яркая и неприглядная картина жизни и поведения католического духовенства в Конго498.
К концу правления Алвару II учащаются и жалобы на происки португальцев. В уже упомянутом письме папе от февраля 1613 г. он писал Павлу V, что европейцы, живущие в стране, пытаются поссорить его с королем Испании и побудить последнего к завоеванию Конго499.
Отказ папы от эффективной помощи, все более наглый нажим португальцев заставили Алвару II смотреть благосклонно на появление в Конго европейцев — соперников португальцев. Именно в его правление была основана голландская фактория в Мшинда (порт провинции Сойо). Ум<ер Алвару II в августе 16.14 г.
МЕЖДОУСОБИЯ В КОНГО И ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ ПОРТУГАЛЬЦЕВ В СТРАНУ
После -смерти Алвару II процесс распада государства Конго развивается очень быстро. Если этот король в какой-то мере еще пытался проводить самостоятельную политику, стремясь опереться на папский престол и противопоставить его интересы в Конго интересам Португалии, то его преемники не были в состоянии сделать и этого. Их внимание было целиком поглощено борьбой с центробежными силами, раздиравшими государство. Одно из проявлений ослабления государства — частая смена правителей на троне, затяжные и кровавые междоусобия, сопровождавшие каждое междуцарствие. Очень часто новый король погибал, не процарствовав и одного года.
Несколько лет внутренняя жизнь государства Конго направлялась всесильной рукой Антониу да Силва, главнокомандующего армией, герцога Мбамба. В течение трех дней после смерти Алвару II он держал власть в своих руках, но счел более целесообразным посадить на престол сводного брата Алвару II — Бернарду II. Однако не прошло и года, как Антониу да Силва организовал заговор против Бернарду, устранил его и объявил королем Алвару III (1615—1622)—«незаконного» сына Алвару II. В письме папе Павлу V сам Алвару III следующим образом описывает историю своего воцарения: «Я сообщил, что после его смерти (Алвару И. — А. О.), ввиду моего юного возраста, с помощью нескольких грандов у власти в королевстве был поставлен Дом Бернарду, мой дядя... Но спустя менее чем год королевство, видя несправедливость, которую мне причинили, возмущенное некоторыми беспорядками, знаками умаления христианской религии, взялось за оружие против него (Бернарду.— А. О.), без моего ведома. Это произошло под командованием Дом Антониу да Силва, великого герцога Мбамба, провинции королевства, и генерала этого королевства, которому король, мой господин и отец, перед смертью поручил заботу обо мне... У Дом Бернарду отняли королевство и жизнь, и я был восстановлен у власти, к великой радости всех, я был признан всеми государствами как их король и всеобщий господин»500. Однако, несмотря «на великую радость всех», о которой повествует папе Алвару III, ему на протяжении всего восьмилетнего царствования (1615—1622) пришлось вести постоянную борьбу (и дипломатическим путем и военной силой) с непокорными вассалами. Уже вскоре после коронации началось восстание в Нсунди. Восстания назревали в других провинциях. В письме королю Испании Алвару III жалуется, что не прошло и двух месяцев со дня его воцарения, а повсюду в стране идет
брожение, что сам он, король, находится в опасности. И в заключение просит у Филиппа II Испанского помощи501«
Конфликт с правителем Нсунди, двоюродным братом короля, удалось уладить (как пишет сам Алвару III) с помощью посредничества духовника Брас Корреа и матери короля. Отложение этой пограничной провинции и гражданская война в ней к началу 1616 г. были предотвращены502.Но по прошествии нескольких месяцев начались волнения в провинции Мбамба, правитель которой, как мы уже говорили, помог Алвару III утвердиться на троне; поэтому он претендовал на руководящую роль в стране. Столкновения продолжались в течение десяти месяцев и едва не переросли в большую войну503.Однако, не имея сил бороться в открытую с могущественным соперником, Алвару III вновь воспользовался дипломатическими услугами своего духовника Брас Корреа и конфликт был улажен504.
Вслед за Антониу да Силва поднял восстание Феликс, брат короля, правитель Мпемба. Феодальные междоусобия охватили все государство505.Герцог Мбамба прошел огнем и мечом по провинции, низложил Феликса и причинил большой ущерб стране. В восстании участвовали и другие представители знати, о чем свидетельствует перечень лиц, получивших прощение от короля Алвару III после замирения506.