«Школа» - мое самое любимое произведение Аркадия Гайдара, но каким-то образом, прочитав книжку в первый раз где-то в конце 80-х, я до недавнего времени как-то и не подозревал, что у нее есть не такая уж и старая экранизация – 1980-года, при этом уже третья по общему счету.
Первая – это «Каро» 1937 года (ЗСФСР, Армения), совсем уж редкий фильм по мотивам, второй - «Школа мужества» 1953 года и наконец 3-х серийный телефильм 1980 года Одесской киностудии, в принципе, с известными и узнаваемыми актерами. При том, что «Школа мужества» был лидером проката своего года, он был редким гостем на ТВ в конце 80-х и 90-х. А вот телефильм популярностью, по-видимому, после выхода не пользовался. Я вовсе не помню его показов в конце 80-х когда был ребенком и позже в 90-е. Таким образом, первый раз я смог посмотреть его всего лишь лет 5 назад. Впрочем, я полагаю, что в начале нулевых, фильм просто должен был встречаться в сборках на дисках-DVD.
Роль Бориса Горикова исполняет Егоров Михаил Михайлович. Честно сказать, при первом просмотре, мне и в голову не пришло что это тот самый, чуть подросший парнишка из «Уроков французского». Собственно, «Уроки» были для Егорова, вторым фильмом, а «Школа» последним из четырех. Потом он полностью «исчез с радаров» и о нем долгое время, пожалуй, нигде и никогда не писали. Но судьба Егорова диаметрально противоположена судьбе того же Сергея Шевкуненко. Подозреваю потому и не писали – «Э, ну и что? Мы-то думали…»
Михаил Егоров - детдомовец, случайно встретившийся с режиссером Булатом Мансуров, когда тот пришел в их учреждение. Режиссер взял Мишу на роль в фильме «Сюда не залетали чайки», а позже оформил и опеку над мальчиком. Но Егоров не только не «поймал звезду», более того он принципиально решил, что некоторый успех актера-ребенка ничего не даст в будущем. Как раз после «Школы», закончив 8-ой класс, Михаил переводится из обычной школы в «вечерку» и идет работать в трамвайное депо. Служит в армии, после 8 лет трудится машинистом и по-видимому, если сложить эти годы, в начале 90-х поступает в милицию, пока еще водителем.
А что? Нормальные люди в отличии от всяких там рэкетиров так и живут. Через три года Егоров, выучившись, получает офицерское звание и на момент своего последнего «выхода в свет», в документальном фильме 2010 года «Тайны нашего кино», был полковником. Можно предположить, что сейчас он на пенсии.
Так что в 1980-ом на главную роль Михаил Егоров попал не случайно, актером он был уже заметным, но скорее всего, именно это отчасти и послужило причиной того, что фильм подзабыли.
Удивило, то что телефильм стартует сразу «с места в карьер» - Борис сидит на дереве наблюдая за училищем, а потом бац и уже едет на Юг в поезде, который потом громят бандиты. А где же «буквальная» школа из первой части книги? Но потом она все-таки частично будет – в многочисленных «флеш-бэках» героя. Фильм явно снимался с учетом того, что книгу знают поголовно все – не читавший повесть просто не поймет, о чем именно в самом начале просит Бориса мать. По мелочи – в оригинале был револьвер, а не пистолет. Актер Егоров хороший, но своеобразный, та манера исполнения, что хорошо смотрелась в «Уроках французского», в «Школе» уже некоторым образом озадачивает.
Здесь главный герой, какой-то нервозный, дерганный и даже экзальтированный, что никак не вяжется со сложившимся восприятием книжного персонажа. При этом Егоров ни разу не переигрывает – это именно стиль или установка режиссера. Вот, например, сцена с листовками и Федькой Башмаковым (его, кстати, играет Василий Скромный – Гусь из «Электроника», еще один юный актер, с которым как ни «странно» не случилось ничего плохого, после того как он закончил сниматься – взял и стал… боцманом), в повести она подана довольно ровно – тут же Борис дико скандалит с Федькой.
Сцены в лесу с Ваальдом (Дмитрий Харатьян) тоже подверглись ненужной переработке сценариста. Тут касательно оригинала загадка – держу в руках издание 1986 года, Москва, «Советская Россия»:
«- Я тоже в те места пробираюсь, только не к родным, а в отряд к Сиверсу.
Он рассказал мне, что учился в Пензе…
То есть, Ваальд «купил» Бориса, рискнув и сказав ему о том, что бежит к красным, тут Борька и посыпался. Но в современных онлайн-вариантах контекст в корне изменен:
«- Я тоже в те места пробираюсь, только не к родным, а в отряд.
- К Сиверсу? - чуть не крикнул я, обрадовавшись.
Он улыбнулся:
- Не к Сиверсу, а к Саблину.
- Ну, так это все равно: они же всегда работали почти рядом. Хорошо-то как. Я ведь нарочно сказал тебе, что к родным, я сам к Сиверсу... Нас трое было, только я отбился. Как же ты сюда попал?»
Ну, а дальше уже про Пензу. Черт побери, выходит главный герой сам себя сдал – никто его за язык не тянул. Довольно странная правка… И что же все-таки является тогда оригинальной версией?
Книжный Гориков простоват, а вот киношный уже не очень умен. Момент открытия Ваальда попутчику не показан, есть лишь:
«Ну, а чем докажешь? - Что? - Ну, что ты Гориков Борис. – Кому? – Ну, не мне, разумеется. Я-то тебе верю. А вот когда до наших доберемся?»
Вот тут-то бы и надо разъяснить, кто кому «наши» - неужто по умолчанию Борис, принял первого встречного за своего? И давай ему вываливать про мандат, да про все остальное…
«… Еле ноги унес. В Подберезовке кулаки восстали – это здесь рядом. Ну, а я там у дяди гостил. Дядя мой тоже хорр-рош! Сволочь! С ними заодно. Я в чем был – в том и убежал.»
Тут бы книжный Борис задумался – хм, у человека с такой фамилией (кадет ему уже представился, в повести Гориков узнает имя врага постфактум) в этих-то краях дядя-кулак? Тоже Ваальд? Или это брат матери? Ох, неладное, ты гуторишь, паря, ох, неладное… Да, бог с ней, с фамилией – зачем ты у такого дяди гостить стал? Вообще-то в оригинале выдуманный дядя – учитель, да и фамилии кадета Борис не знает (хотя учитель с такой фамилией не вызывает недоумения), что делает рассказ Ваальда правдоподобным.
И что уж совсем непонятно – нет злобно-насмешливого признания Ваальда:
- Ты не сдох еще? - холодно спросил он. - Собака, нашел себе товарища!
Я бегу на Дон, только не к твоему собачьему Сиверсу, а к генералу Краснову.»
Почему бы не расставить все точки над «i»?
Эх, хороша ложка к обеду. И почему это фильм не показывали раньше? Я наверняка бы его смотрел и полюбил (вместе с главным героем в исполнении Михаила Егорова), несмотря на подобные нестыковки и расхождения с оригинальным сюжетом.