Найти в Дзене

Нормативная регуляция в области охраны прав граждан на квалифицированную медицинскую помощь в демократических обществах обеспечи

Аюуалыюсп» темы исследования. Национальная полигака России в сфере охраны здоровья граждан предполагает комплекс мер, связанных с реформированием института здравоохранения. Однако, неудовлетворенность этими реформами в обществе с каждым годом становится все очевиднее. События вокруг Закона о монетизации льгот зимой-весной 2005 года показали, что неумелое реформирование системы здравоохранения может привести к социальным конфликтам. При этом могут быть активизированы конфликгообразующие составляющие самой медицинской деятельности.

Медицина, как правило, ассоциируется в массовом сознании с высшими общечеловеческими ценностями - гуманизмом, добротой, состраданием. Социальная опасность как результат медицинской деятельности, если и рассматривается, то лишь в контексте экстенсивного развития новых биотехнологий. В то же время, существует реальная возможность того, что врачи будут контролировать социальное поведение людей, не прибегая к специальным методам. В принципе, они могут целиком подчинить себе управление социально-политическими процессами, просто расширяя свои сугубо медицинские рекомендации и назначения. Разумеется, сами медицинские работники не допустят подобного развития событий, в противном случае они утратят профессиональный статус. Но возможности медицины могут быть использованы различными политическими силами в борьбе за власть. Такая опасность существует, она плохо изучена, поэтому общество пока не располагает средствами, которые можно ей противопоставить. На Западе она получила названия «медицинский имщуисишм», а механизмом распространения этой опасности признана медишлгвсщия

Вероятность использование медикализации в политических целях достаточно велика. Существуют два пути противодействия данному явлению: 1) нейтрализация тех политических сил, которые способны использовать медицину для достижения собственных целей и 2) обеспечение такого уровня нормативной регуляции в медицине, который не позволил бы ей трансформироваться в инструмент политического влияния. Если первый путь достаточно хорошо изучен в отношении других институтов, то по поводу второго специальных исследований в России не проводилось.