Слышу иногда в качестве аргумента за то, что от троллейбусов надо избавляться, - это контактная сеть. Мол, и содержать её дорого, и смотрится криво, и рога слетают. Что ж, давайте разберём эти мифы.
Во-первых, стоимость. Согласно документам, строительство 1 км контактной сети составляет 15 млн. рублей за 1 км сети в двухпутном исчислении.
Т.е. по-хорошему, чтобы полностью восстановить всю сеть Москвы в объёме 2013 года (660 км) понадобится порядка 10 миллиардов рублей. Вам эта сумма покажется, может, безумной, но гляньте, например, сколько стоит одна автомобильная развязка! Вы поймёте, что по большому счёту 10 миллиардов в масштабе города – это копейки для капитального строительства.
Но в ряде случаев контактную сеть не надо строить, она уже есть! Сколько стоит её обслуживание? Есть методика Минтранса от 2013 года, как считать такую сумму. По ней для Москвы со всеми региональными коэффициентами выходит, что обслуживание 1 км контактной сети стоит примерно 435 тыс. рублей в год. Если мы, опять же, возьмём всю контактную сеть, что была в Москве, то выйдет, что обслуживание 660 км стоит.. 287 миллионов рублей в год! Много? Но давайте посмотрим сколько обойдётся нам обслуживать электробусную зарядку? Можно взять информацию из «Госзакупок», там выйдет - 538 тыс. рублей в год (по ссылке см.файл "Расчёт НМЦ.xls)
То есть выходит, что передавать электричество по контактной сети выгоднее и проще, чем зарядками. Ну и надёжнее.
А что с эстетикой? Вообще, надо признать, что это - вкусовщина. Я, например, считаю, что троллейбусные провода придают городу некий цивилизованный вид (уже значит, что не совсем деревня). Вот, смотрите - это мелкий сорокатысячный киргизский райцентр в горах. Но выглядит солидно.
А кому-то провода мешают любоваться зданиями. Да, конечно, бывает такое, что контактная сеть висит криво, клочьями и это выглядит не очень презентабельно. Но значит ли это, что так бывает всегда и нельзя всё оформить эстетически?
Не значит! Посмотрите, например, как сделали подвеску контактной сети на улице Крестовой в городе Рыбинске! Вот эти провода уродуют город, да?
Вообще, надо сказать, что троллейбусные провода могут хорошо формировать антураж улиц. Точно также, как фасады домов, фонари и не только. И уничтожение контактной сети можно считать таким же уничтожением архитектурного облика города, частью которого она является.
Есть куча разных вариантов и решений совместить старину с современностью. То, что вы видите висящие "сопли", повешенные по технологиям 70-х годов 20-ка, не означает ни разу, что способов повесить провода красиво, нет и не может быть.
Посмотрите, например, на элементы декора держателей в Севастополе.
Такие же звёзды были довольно долго и в Москве. Но вместе с проводами исчезли и они. Вы хотите сказать, что это некрасиво?
Более того: аккуратно и эстетично вешать сеть начали и в Москве, и делали это до самой кончины троллейбуса. Некоторые участки проработали совсем недолго - несколько месяцев. Это было обиднее всего - троллейбус уничтожали по той причине, которая на момент уничтожения была полностью устранена..
Контактная сеть имеет и полезный функционал! Провода, протянутые по всему городу могут помочь организовывать и зарядки для электромобилей в нужных местах. Сейчас к этим зарядкам нужно тащить специальные кабели от подстанций, а тут уже всё будет подведено, останется только кинуть провод с сети до зарядного устройства. И такие зарядки проще будет делать там где они нужны а не там, где их проще расположить.
Как видим, мнение о том, что контактная сеть устарела и создаёт только проблемы – в корне неправильное. То, что Собянин с Ликсутовым уничтожили такой гигантский потенциал для развития электротранспорта, это конечно же лютейший позор им и глубочайшее презрение. Но я надеюсь, что с их уходом контактная сеть будет восстановлена. Тем более в текущих условиях, когда скоро будет не до жиру и будут проблемы с аккумуляторами.