Действительный камергер Высочайшего Двора князь Георгий Александрович Грузинский был грузином. Вернее их потомком. Фамилия князей Грузинских происходила от владетельных царей Грузии, из которых первым был Гурам Иудеянин, известный с 575 года от Р.Х. Из более поздних колен кн. Грузинский принадлежал к потомкам царя Арчила Вахтанговича: того самого, который вместе с сыном Александром выехал в Россию в 1687 году, и которому в начале 18 века были высочайше пожалованы имения в Нижегородской губернии. Центром нижегородских владений князя Грузинского было богатейшее волжское село Лысково. Однако при жизни этого вельможи многие обходили его имение за тридевять земель. Страшноватое это было место, и вот почему.
Прекрасный человек, этот князь
Кн. Грузинский был православным христианином. Он получил прекрасное домашнее образование, благодаря которому бегло изъяснялся на четырёх иностранных языках, включая грузинский. Разбирался в гуманитарных, точных и военных науках. Любил архитектуру. Короче, мог бы быть причислен к когорте людей "эпохи возрождения", если бы не одно "но". (Об этом позже.)
В 26 лет он уже был майором и уволился с военной службы. В 30 лет кн. Грузинский избрался уездным предводителем дворянства, в 33 года - предводителем дворянства Нижегородской губернии, в каковой должности успешно пребывал с 1795 до 1798 года, а потом ещё и с 1807 до 1830 года. Был замечен как крупный меценат - на строительство каменных казарм в Нижнем Новгороде пожертвовал баснословные 42 000 рублей(!). По долгу службы встречался на Волге императора Павла I и ездил от нижегородского дворянства в столицу на коронацию Александра I.
Любопытно ещё и то, что был период, когда кн. Грузинский исполнял функции судьи Нижегородского совестного суда. "Почему любопытно?", - спросите вы. А потому что наш положительный герой и крупный деятель дворянского самоуправления сам привлекался к суду по делу о противозаконных действиях в должности губернского предводителя дворянства.
Любитель чужих крестьян
Сохранилось свидетельство Ф.Ф. Вигеля о том, что кн. Грузинский был "человек крутого нрава и ... княжил в богатом и обширном своем селении, повелевая словно деспот". Тот же источник утверждает, что жена кн. Грузинского скончалась "во цвете лет, замученная сколько же частыми изъявлениями мужниной бешеной любви, как и порывами его неукротимого гнева". Двое детей остались сиротами.
Уже эти свидетельства должны нас насторожить - уж не вёл ли кн. Грузинский двойную жизнь? И оказывается, что вёл. Любой нижегородский краевед (не если он в теме) расскажет вам, что кн. Грузинский специально заманивал к себе соседских крепостных крестьян с семействами, раздавая им обещания прекрасной жизни. Когда же они убегали от прежних хозяев, он отнимал у них документы и заставлял трудиться как рабов. То же самое проделывалось с бродягами. Для того, чтобы удерживать в повиновении крестьян и "гулящих людей", у князя имелась целая шайка головорезов.
Дарёному коню в зубы не смотрят
Будто бы однажды по жалобам пострадавших соседей-помещиков к нему нагрянула проверка. Грузинский приказал согнать всех беглых крестьян на баржу и затопить. Все концы, что называется, были спрятаны в воду. В другой раз кн. Грузинский пригласил в имение крупного чиновника и, видимо, за какую-то услугу, подарил ему старого коня. Вопреки поговорке, чиновник заглянул дарёному коню в зубы, понял, что лошадь старая и очень рассердился, что его так грубо обманывают и совершенно не ценят. Последовала жалоба губернатору, а то и выше. Грузинскому припомнили все его "обиды", и, чтобы не оказаться в тюрьме, лысковский хитрец подстроил свои похороны.
Несколько лет он числился умершим. А когда шумиха вокруг его имени поутихла и дело подзабылось, он благополучно воскрес и стал губернским предводителем дворянства.
Постскриптум
Отчасти свои прегрешения кн. Грузинский искупил в 1812 году, когда на общественных началах был избран начальником нижегородского военного ополчения. На свои средства и из своих людей он быстро формировал большой "добровольческий" отряд. Скончался князь в возрасте 90 лет 15 мая 1852 года в своём имении в Лыскове. Дряхлый старик, он сидел у окна и безучастно смотрел во двор. Вдруг в воротах показался незнакомый мужик. Князь уставился на него, мужик - на князя. В результате этой немой сцены потомок грузинских царей умер от сердечного приступа.
Сегодня многие не скажут с первого раза, а что, собственно, случилось? Неужели на князя нельзя было смотреть? Смотреть-то было можно, но осторожно. Князь умер от двойной мужицкой дерзости. Во-первых, наглый взгляд, а, во-вторых, крестьянин не снял перед ним шапки и не поклонился в пояс. Такого неуважения он перенести не смог и умер. Такие дела.
Если статья вам понравилась, ставьте лайки, пишите комментарии и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщить автору