Знатный, из легендарного рода, блестяще образованный; прекрасный воин и стратег, первоклассный оратор… В общем, всего этого мало, чтобы в молодые годы взлететь на политический Олимп. Рим выскочек не жалует. Рим можно спасти от беды или потопить в крови, так делали Марий и Сулла, и оба добились своего. Кудрявый симпатяга Цезарь выберет иной путь. Он Рим подкупит.
Первые шаги, первые расходы
У адвоката Гая Юлия Цезаря дела шли бойко, хотя свои первые суды он проигрывал. Зато каждый на форуме знал общительного парня в тоге, что не гнушался ласково поговорить с бедняком, выслушать жалобы торговца или защитить бесправного грека.
А у себя дома Цезарь взял за правило закатывать грандиозные обеды и пиры, на которые приглашал влиятельных сенаторов, преторов, жрецов. Так росло его влияние среди всех римских слоев – а вот кошелек, прежде туго набитый, быстро худел. Враги прыткого юноши хихикали: посмотрим, что он запоет, сидя на мели. Не хихикал один Цицерон, тоже блестящий адвокат и оратор: он сразу распознал в щедром краснобае жесткий характер со склонностью к тирании.
А еще Цезарь не жалел денариев на наряды и любил появляться среди толпы в полном блеске и великолепии. Причем не хотел быть похожим на остальных, искал свой стиль. Придумал подпоясывать сенаторскую тунику эдак небрежно, слегка. Диктатор Сулла то ли в шутку, то ли всерьез советовал своему окружению остерегаться «плохо подпоясанного юнца».
Шутки шутками, но получив первую солидную должность, Цезарь успел сделать долгов на гигантскую сумму в 1300 талантов. Пора экономить и приумножать капитал, как делают почти все чиновники. Но Гай Юлий – не «все», он уникален. Работая смотрителем Аппиевой дороги, тратит на ее ремонт остатки собственных средств; назначенный эдилом, за свой счет выставляет на бои 320 пар гладиаторов, оплачивает театральные постановки, праздничные угощения, церемонии… На форуме ставит базилики, Капитолий украшает портиками. Все в долг, все в долг. Зато народ от него без ума. Пользуясь такой поддержкой, Цезарь борется за новые должности.
Верховный жрец и великий должник
На должность великого понтифика претендовал цвет Рима. Один из соискателей, Катулл, сулит Гаю Юлию огромные деньги, если тот откажется от борьбы. Цезарь отказывается от денег. И снова занимает многие тысячи, но привлекает массу сторонников. В день выборов, выходя из дома, он как на духу говорит своей матери Аврелии: либо вернусь понтификом, либо вовсе не вернусь. То есть, сядет за долги. Слава Юпитеру, побеждает, с большим отрывом.
Из скромного дома на плебейской улице Субура семья нового понтифика перебирается в престижный район, в государственный дом на Священной дороге. Цезарь по-прежнему расходов не считает. На озере Неми за огромные деньги выстраивает виллу, та ему не нравится; он велит ее снести и отстроить заново. Азартно коллекционирует вазы, статуи, картины. За баснословные суммы покупает ученых рабов.
В общем, когда дело доходит до высокого назначения в Испанию, против Цезаря единым фронтом выступает армия кредиторов. Она связывает молодого карьериста по рукам и ногам. Но тот быстро выворачивается из безнадежной ситуации – просит финансовой помощи у самого богатого человека в Риме; этот человек - Марк Красс.
Бесконечное обаяние Цезаря плюс личный интерес Красса (искал союзников в противостоянии с Помпеем) делают свое дело: Гай Юлий снова избегает банкротства.
Щедрый до конца
Военные кампании в Испании, Галлии, Африке принесли Цезарю небывалую славу и богатство. Наконец можно не экономить (ах да, он этого никогда и не делал), не думать больше о долгах. Только дни его сочтены. Пожизненным диктатором он был всего ничего; настроил грандиозных планов, но едва начал воплощать. Мартовские иды 44-го года до н.э., ступени здания сената, зал заседаний, толпа людей в тогах, «и ты, Брут», 23 раны… Римляне долго оплакивали одного из самых щедрых правителей.
В самом деле, редкий человек: Цезарь завещал каждому римлянину по 300 сестерциев, а городу – роскошные сады в предместье.
Выручивший Цезаря Красс, напротив, прославился ненасытной алчностью: когда в 55-м году до н.э. его убили парфяне, уже мертвому влили в рот расплавленное золото: на, мол, наешься наконец.
Автор – Марина Туманова
На обложке: http://italia-ru.com/files/resize/giulio-cesare_0-800x568.jpg