Наверное, каждый из нас знает русскую народную сказку «Вершки и корешки», в которой нагловатый медведь всё время пытается поделить с мужиком урожай, но остаётся в дураках. В первый раз мужик предложил медведю вершки, и тот получил воз ботвы от репы. Через год медведь сделал собственный выбор – естественно, корешки, но мужик выращивал рожь. На этот сюжет есть даже известный советский мультфильм.
Но, как оказалось, похожий сюжет описан ещё в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». Во время своего долгого путешествия к оракулу Божественной Бутылки Пантагрюэль вместе со спутниками побывал на острове папефигов. Там последние три года бушевала чума, вымерла половина населения острова, а когда она поутихла, вышел один из местных жителей в поле и засеял его рожью. Тут же явился маленький чертёнок и предъявил свои права на поле, так как в тот момент, когда жители острова показали Папе Римскому фигу, вся земля была присуждена чертям и закреплена за ними как за феодалами. И вот чертёнок предложил мужику поделить урожай и самолично выбрал всё то, что находится под землёй. Когда осенью он понял, что просчитался, то решил на следующий год взять себе всё, что над землёй. Конечно, на следующий год мужик посадил репу.
До этого момента история из книги мало чем отличается от русской народной сказки, кроме главного антагониста. Расхождение начинается с того, что чертёнок, в отличие от медведя, на этом не успокоился. Он предложил мужику устроить состязание – царапать друг друга, и кто первый сдастся, тот и заберёт себе всё поле и весь урожай. Мужик опечалился, пришёл домой сам не свой – он считал, что ему довольно и одной царапины, чтобы сдаться. Но жена, узнав, в чём дело, развеселилась и пообещала мужу взять решение на себя, тем более что противником был несмышлёный чертёнок, а не старый опытный чёрт. Ничего не понимая, муж в условленный час ушёл из дома, а жена стала поджидать противника.
Зайдя в дом, тот обнаружил жену пахаря, лежащую на полу в слезах и стонах. На вопрос, что случилось, женщина стала обзывать мужа злодеем и разбойником. «Он мне сказал, душегуб, мучитель, царапальщик чёртов, что уговорился нынче с вами царапаться, так вот, чтобы попробовать свои когти, он царапнул меня мизинцем между ног – и всю как есть разодрал». С этими словами она заголилась до самого подбородка, и чертёнок от открывшегося вида пустился наутёк, отставив поле мужику.
До такого поворота сюжета русские народные сказители, к счастью, не додумались.