Возврат денег можно требовать как в устной, так и письменной форе, в т.ч. путем отправки претензии почтой по адресу покупки товара, а не только по юридическому адресу компании.
Николай купил iPhone 11Pro и кожаный чехол за 108 000 р. Через 10 дней в нем перестала работать камера. От получения претензии Коли магазин уклонился.
Районный суд по его иску, признав брак телефона, взыскал с продавца 108 000 р., отказав во взыскании 15 000 р. на досудебную экспертизу, неустойку и штраф.
Суд обвинил Колю в том, что он направил претензию в магазин, а не по юридическому адресу компании. Именно поэтому продавец «по независящим от него причинам», не получил претензию и не смог провести проверку качества телефона, а значит и принять решение о выплате денег добровольно не мог. Если бы покупатель это сделал, то и экспертизу проводить за 15 000 р. ему бы не пришлось.
Областной суд решение пересмотрел, взыскав с продавца неустойку 6 000 р. и штраф 10 000 р. Своë решение объяснил наличием в чеке адрес магазина, куда обоснованно и была направлена претензия.
Верховный Суд кассационную жалобу продавца отклонил, а решение Обл суда поддержал.
Он написал, что претензию можно подавать как устно, так и письменно; не только лично, но и почтой как по юридическому адресу, так и по адресу, где телефон куплен, который указан в чеке. Указание на иной порядок подачи претензии (по эл.почте), который размещен на сайте продавца, суд отклонил, усмотрев в этом ограничение прав покупателя.
К делу нужно сделать оговорку.
31.12.2020 Правительство утвердило новые правила продажи, в которых разрешило продавцам вводить свою форму и правила подачи претензий, в т.ч. на своем сайте. Но, поскольку описанный спор возник до даты их утверждения, продавец не имел право устанавливать свои правила подачи претензии.
И конечно, невзыскание расходов потребителя на экспертизу – судебная ошибка. Такое бывает.