В конце 1899 года проложили рельсы Транссиба до Сретенска - городка, который находится на реке Шилка, притоке Амура. В то же самое время американцу Фрэнсис Эдварду Кларку нужно было из США попасть в Лондон. Он узнал про Транссибирскую магистраль и решил добраться до Лондона не через Атлантический океан, как обычно, а проехав через всю Российскую Империю при помощи пара.
Из Владивостока до Хабаровска американец с женой и сыном 12 лет ехали на паровозе, использующем паровой двигатель. Из Хабаровска до Благовещенска – на пароходе. Из Благовещенска до Сретенска вновь на пароходе. Дальше по рельсам Транссиба до Санкт-Петербурга. И уже потом из Петербурга в Лондон.
Впечатления американца от путешествия по России:
1️⃣Нет жёсткого контроля за иностранцами
По работе Фрэнсису нужно было заехать в Японию. Из Японии американцы на корабле пришли во Владивосток и высадились в порту. Они были наслышаны о том, что таможня в России просто жуткая. Что просматривают всё, буквально каждую мелочь, ищут любые вещи, которые облагаются налогом.
Когда их высадили в порту, они были морально готовы к тому, что сейчас придут русские удалые казаки и начнут досматривать их чемоданы с особым пристрастием. Но американцы сошли с корабля, а никого нет! Никакого намека на таможню. Они постояли, подождали. Пошли сами искать здание таможни – не нашли.
По-русски путешественники не говорили, поэтому окликнули нескольких прохожих, попробовали по-английски, по-немецки, по-французски выяснить, где же всё-таки находится таможня. Им ответили, что нет её. Удивленные американцы поехали в гостиницу. В гостинице, к их недоумению, тоже не было никакого контроля. Американцы вспоминали, как в Германии за ними по пятам ходили полицейские. В России такого не было.
2️⃣Медленные поезда
Из Владивостока до Хабаровска американцы ехали 29 часов. Для сравнения сейчас поезд идёт 13 часов. Из Сретенска до Иркутска они добирались по железной дороге 6 дней. Из Иркутска до Москвы – 8,5 дней. Сейчас поезда ходят гораздо быстрее. Почему раньше они шли так медленно?
Во-первых, было не очень хорошее качество полотна. Даже сами местные русские шутили, что это не рельсы, а две ржавые железки положили и назвали Транссибом. Вторая причина: поезд останавливался у каждого села, у каждого столба и стоял на станциях от 20 минут до 2 часов. Причем каких-то видимых причин для этого не было. Ничего не загружали и новые пассажиры не садились. Поезд стоял, пока не били в колокол. Тогда все садились в вагоны и ехали дальше.
3️⃣Русские люди – добрые и всегда помогают
Американцы приехали в Благовещенск около 10 часов вечера, на улице уже было темно. Никакой гостиницы забронировано у них, конечно, не было. Они поехали в гостиницу, которую знали. Никого, кто говорил бы хоть на каком-то иностранном языке, там не оказалось. Свободна была всего одна одноместная комната, в которую они втроём не помещались.
К счастью, они случайно встретили молодого русского лейтенанта, который им помог. Он говорил по-французски, взял на себя роль переводчика. Договорился, чтобы их поселили в одноместную комнату, чтобы туда поставили дополнительную кровать, чтобы в комнату заселились супруга и сын Кларка. А самого Фрэнсиса лейтенант позвал жить в свой номер.
Двое суток американец и русский делили номер пополам. Фрэнсис предложил лейтенанту денег, но тот категорически отказался, сказал, что рад был помочь. Американец был удивлен. Такое гостеприимство в Нью-Йорке, Чикаго или Лондоне найти было немыслимо. Он написал, что сомневается, что в Америке или Великобритании кто-нибудь вызвался помочь. Но даже если помогли в качестве переводчиков, то разделить комнату в отеле – точно никому не пришло бы в голову.
Американец остался доволен путешествием и, когда вернулся, написал об этом книгу "Великая Сибирская железная дорога. Что я увидел во время поездки". Как вам его впечатления?