Найти тему
НУАР-NOIR

Триллер об уходе аналоговой эпохи или как «на самом деле» выглядела «Матрица»

Редкий отечественный зритель встретил триллер «Вторжение в эфир» (2021) очень прохладно. Мол, глупость какая-то и вообще ничего не понятно. А для нашего канала это прекрасный повод разобраться: так ли на самом деле?

Джейкоб Гентри известен публике совершенно разнокачественными проектами: от «Сигнала» до «Синхронности», равно как трилогией про «Психо-сладкие шестнадцать». Впрочем, как типичный «южанин» он закладывает в свои фильмы несколько больше, нежели может показаться. Хотя не всегда это ему удается.

Если говорить о технологических триллерах, так или иначе связанных с проблемой эфира, то их выбор достаточно широк: можно вспомнить и «Белый шум» (2004), и «Радиоволну» (2000). Хотя в данном случае параноидальная сюжетная линия в большей степени отсылает к сериалу «Человек ниоткуда» (1995) или же «Под Сильвер-лейк» (2018). А именно, как из ерунды можно выстроить опасное для жизни расследование.

Действие ленты происходит в 1999 году, когда «аналоговая эпоха» уходит в прошлое, уступая место цифровой. Джеймс, главный герой фильма, занимается оцифровкой телевизионных архивов, хранящихся на кассетах. Внезапно он находит свидетельство вторжения в эфир. Так обычно именовались хулиганские действия, когда передачи прерывались и вставлялись собственные записи.

Однако увиденное весьма странное. Некое существо выдает неразборчивые звуки. Более того, занявшись историей этого «взлома», выясняется, что виновные так и не были найдены. И подобное деяние не было единственным. Джейк загорелся поиском иных кассет.

Видеокассета уже не первый раз является своего рода мрачным посланием: можно вспомнить и «Звонок» (2000), и «Паранормальное» (2017). Однако в данном случае это своего рода ключ к дальнейшим шагам, которые выводят на загадку пропавших женщин. Проникновение в эфир и серийные преступления оказались связаны.

Кадр из фильма «Вторжение в эфир» (2021)
Кадр из фильма «Вторжение в эфир» (2021)

А теперь мы приступаем к самому важному в этом фильме, а именно, что надо «читать между строк». Есть такие ленты, когда показанная на экране загадка является не самой важной. Куда более значимо то, что едва уловимо, и остается, по сути, за кадром. В этом отношении славен Дрю Годдард («Хижина в лесу», «Ничего хорошего в отеле Эль-Рояль»).

Кадр из фильма «Вторжение в эфир» (2021)
Кадр из фильма «Вторжение в эфир» (2021)

Фильм, который предвосхитил знаменитого «Леона»

Вам не показалось, что фильм нечто напоминает? Важность звонков из телефонной будки, подсказки которые дают неизвестные, связываясь через чат. Незнакомка в баре, помогающая постичь истину. И, наконец, пустой складской бокс, в коем на пустом столе хранится только телефон?

Кадр из фильма «Вторжение в эфир» (2021)
Кадр из фильма «Вторжение в эфир» (2021)

Необычный советский триллер как идея для «Атаки клонов»

Гентри предложил вам вариант того, как на «самом деле» выглядела «Матрица», использовав прием, когда классический сюжет делался производным от якобы имевшейся в действительности истории (вспоминайте отечественный сериал 2013 года «Шерлок Холмс»). То есть на экране вам дают не собственно «правду», а лишь аллюзии к оной, что вновь выводит на теорию аллюзорности кинематографа, которую разрабатывает наш канал.