Отвечаю на вопрос "почему", а не "как". Без привлечения психологии и мелкой моторики.
Здравствуйте, друзья! В этой статье поделюсь с вами своим видением вопроса держания ложки. Меня зовут Зоя, я не молодая и не опытная мама-физик, моему ребенку семь лет, а мне - тридцать восемь.
С детства я не понимала, зачем нужно держать ложку так, как надо, почему нельзя по-другому. В те годы не было принято задавать вопросы, просто слушайся взрослых и всё тут. И вот я выросла, окончила школу и университет с отличием, защитила кандидатскую диссертацию, родила ребёнка. Ребёнок оказался такой любопытный, всё спрашивает, всё ему надо теоретически обосновать, и вопрос с ложкой встал во всей красе.
Стала искать информацию в интернете. Поиск на вопрос "почему" предлагает ответы "как держать ложку", "как научить ребенка держать ложку". На одном из форумов одна мама осмелилась поставить вопрос "почему" и "зачем", так её заклевали светила педагогики. Прочитав дискуссию, я тоже почувствовала себя мамашей-ехидной отсталого ребёнка.
Нет, гораздо лучше чувствовать себя креативной матерью юного гения. Придумала объяснение сама, объяснила себе и ребёнку.
Итак, цель ложки - собрать всю еду с тарелки. Ложка - это твёрдое тело, которое может быть закреплено в различных точках, а также может вращаться относительно точки закрепления.
- Правильная позиция ложки предполагает точку закрепления, близкую к краю ложки, и возможность вращения ложки относительно оси симметрии. Важно, что при этом ложка может свободно вращаться, и при этом устойчиво лежит на руке.
- Ребёнок, у которого слабые пальчики, не может удержать ложку в правильном положении, она вываливается. Поэтому он берёт непослушный объект в кулак. К сожалению, при этом ложка лишается возможности вращения - она закреплена не в одной, а сразу в нескольких точках.
- Возможность вращения ложки важна, чтобы собрать всю еду с тарелки. Есть куски мяса, которые не хотят сами залезать в ложку. Ребенок, взявший ложку в кулак, пытается вращать её за счет движений локтя и рук, а они в свою очередь расталкивают стаканы с водой и куски хлеба, случайно попавшиеся на пути.
Сняла небольшое видео о том, как это происходит. Смотрите, ложка спокойно вращается, если взять её правильно. В то время как ложка, взятая в кулак, заставляет локти расталкивать всё вокруг себя.
Мой ребёнок в принципе умеет держать ложку - в садике научили со слезами, жалобами и трудностями. Держит её правильно, когда за ним наблюдают, а когда никто не смотрит, берёт как удобно. Как же надоедает постоянно следить, твердить как попугай - возьми ложку правильно! Теория и эксперимент по вращению ложки помогли - сын заинтересовался, захотел повторить. Получилось не сразу, но он загорелся идеей, попытался несколько раз, и всё получилось. В последнее время он чаще всего берет ложку правильно сам, а не под моим раздражённым напоминанием. А сегодня попросил показать, как держать вилку и нож для резки мяса, и сумел порезать жёсткие чебуреки. Вот какие чудеса творит достаточное теоретическое обоснование!
Если бы я была популярным блогером, в комментариях бы обязательно сказали, что этому надо учить ребенка в два года, а не в семь. Но я не популярный блогер, скажу, что лучше поздно, чем никогда.
Возможно, для кого-то буду капитаном очевидность, но иногда полезно задуматься и о самых простых вещах. А у вас есть детские вопросы, на которые вы так и не получили ответа? Пишите в комментариях!
Спасибо вам, друзья, что прочитали до конца.