Читаем детектив Майкл Крайтон "Восходящее солнце"
Изд. Вагриус, Москва 1993. ISBN 5-7027-0056-2
Провал послевоенной Америки - это восхождение Японии. Успех Японии начинается с картелей. Картели по-японски — кейрецу.
стр.132-133
***
«Так называются крупные структуры в японском бизнесе. В Японии их шесть, и они огромны. К примеру, кейрецу „Мицубиси“ состоит из семисот отдельных компаний, которые работают вместе, либо связаны финансовыми и другими соглашениями. В Америке таких гигантов нет — они бы нарушали законы против монополий, но в Японии это нормально. Мы привыкли представлять корпорацию одиночкой. Чтобы понять японский стиль, вообразите, скажем, что „Ай-БиЭм“, „Сити-банк“, „Форд“ и „Эксон“ имеют тайные соглашения о сотрудничестве, взаимно финансируют друг друга, проводят совместные исследования.
Так и японская корпорация никогда а не бывает одна, она всегда сотрудничает с сотнями других и конкурирует с компаниями других кейрецу».
***
Но гораздо больше конкурируют с компаниями из других стран. Как говорил Наполеон: большие компании (у Н. - батальоны) побеждают всегда.
Только подумать, учредить в России картель хотя бы из РУСАЛа, Ильюшина, КБ Климова и ВТБ для выпуска бипланов и грузовых дирижаблей.
Держись, Америка! Не нужен твой рынок сбыта алюминия и вся Сибирь полностью НАША. А не местами, по кочкам.
В детективе не обязательна документальность. Но вот типовая история, как Япония покупала у Америки за $200 млн компанию "Микрокон" стоимостью $100 млн
стр.278-283.
***
- Двести миллионов за компанию, которая стоит сто? Зачем так переплачивать?
- Они не переплачивают,- сказал Рон. С их точки зрения, это выгодно.
- Почему?
- Потому что, если ты владеешь производством, которое делает, скажем, запчасти для компьютеров, ты владеешь и всей промышленностью, зависящей от этой продукции. "Микрокон" даёт им контроль над нашими компьютерами. Как всегда, мы это допускаем. Именно так мы потеряли наше производство телевизоров и станкостроение.
- А чем оказались плохи наши телевизоры?
Он посмотрел на часы.
- После второй мировой войны Америка была ведущим производителен телевизоров. Двадцать семь американских компаний, таких как "Зенит", "Эр-Си-Эй", "Дженерал Электрик" и "Эмерсон" значительно превосходили по технологии иностранцев. Они завоевали весь мир, кроме Японии - не смогли проникнуть на закрытый японский рынок. Им сказали, что, если они хотят продавать в Японии, пусть дадут японцам лицензии. И они это сделали, неохотно, под нажимом американского правительства, которое хотело союза с Японией против России.
Ясно?
- Ясно.
- И это вышло нам боком. Япония получила технологии для своих нужд, а мы потеряли японский рынок. Вскоре Япония стала делать дешевые черно-белые телевизоры и экспортировать их в Америку - чего мы по отношению к Японии делать не можем, верно? К семьдесят второму году шестьдесят процентов черно-белых телевизоров Америка импортировала. К семьдесят шестому году - сто процентов! Мы потеряли рынок и прекратили их производство.
Мы говорили: "Это неважно, наши фирмы перешли на цветные".
Но японское правительство начало интенсивную программу развития цветного телевидения. И снова Япония берет американские лицензии, совершенствует их на своем закрытом рынке и затопляет нас экспортом. Снова экспорт вытесняет продукцию наших компаний. Та же самая история. К восьмидесятому году только три американские компании еще выпускали цветные телевизоры. К восемьдесят седьмому - только одна, "Зенит".
- Но японские приемники дешевле и лучше.
- Может быть, они лучше, но дешевле они только потому, что продаются ниже себестоимости, чтобы уничтожить американских конкурентов. Это называется демпинг. Это нарушение и американских и международных законов.
- Почему же мы не остановим это?
- Хороший вопрос. Особенно если учесть, что демпинг - лишь одно из многих беззаконий, творимых японцами. Они еще фиксируют цену, у них так называемая Группа Десяти Дней устанавливает цены на японские товары в Америке - их бизнесмены встречаются для этого в одном токийском отеле каждые десять дней. Мы протестуем, но они продолжают. Они договариваются о распределении сфер влияния, дают миллионы на взятки американским торговым фирмам, вроде "Сирз", не гнушаются и контрабандой. И разрушают нашу промышленность, которая уже сегодня не может с ними конкурировать.
Конечно, наши компании протестуют и судятся
- есть десятки дел о демпинге, обмане, нарушении антитрестовских законов. Дела о демпинге обычно решаются в течение года. Но наше правительство не помогает производителям, а японцы умеют затягивать дела. Они платят американским лоббистам миллионы. И вот лет этак через двенадцать, когда суд, наконец, собирается, рынок уже завоеван. И уж, конечно, все это время американские компании не могут нанести ответный удар в Японии, не могут даже ступить туда ногой.
- Вы говорите, что Япония незаконно овладела нашим рынком телевизоров?
Рон пожал плечами.
- Они не смогли бы этого сделать без нашей помощи. Правительство нянчилось с Японией, считая ее маленькой развивающейся страной, а американскую индустрию - не нуждающейся в заботах государства. В Америке никогда не любили бизнес. Но наше правительство, видимо, не поняло, чем здесь пахнет. Когда "Сони" выпустила карманный плейер, мы не сказали: "Прекрасная штучка. Давайте возьмем лицензию для 'Дженерал Электрик' и будем продавать их через американскую компанию". Мы не отвечали на просьбы японцев так: "Извините, но американские магазины давно договорились с американскими компаниями. Вы можете продавать свою продукцию только через них". Если они хотели получить патент, мы не говорили: "Получите через восемь лет, а за это время ваша заявка будет опубликована и американские компании смогут узнать, что вы изобрели, и бесплатно скопировать, и у нас будет уже свой вариант вашей технологии".
Всего этого мы не делали, в отличие от японцев.
Их рынки закрыты, а наши - широко распахнуты. Игра неравная, если о ней вообще можно говорить. Это дорога с односторонним движением. Теперь у нас плохие перспективы для бизнеса. Американские компании сначала уступили японцам производство черно-белых телевизоров, теперь - цветных. Правительство отказалось помочь в борьбе с незаконной японской торговлей. И "Ампекс", изобретя кассетный видеомагнитофон, даже не попыталась производить его. Просто продала Японии лицензию и отступила. А скоро американцы вообще перестанут изобретать. Зачем, если собственное правительство настроено так враждебно, что нельзя даже выйти на рынок?
- Но ведь американское производство действительно слабое и отвратительно управляется.
- Именно это утверждают японцы и их американские союзники. Вот вам несколько примеров того, как возмутительно действуют японцы - дело "Худейль". Знаете? "Худейль" - станкостроительная компания - заявила, что ее патенты и лицензии незаконно используются в Японии. Федеральный суд послал в Японию адвоката компании, собирать улики. Но японцы не дали ему визы.
- Вы шутите?
- Им что? Они знают, что мы не ответим тем же. Администрация Рейгана ничего не сделала, и "Худейль" потеряла рынок. Невозможно конкурировать с дешевым японским товаром - вот в чем суть.
- Разве демпинг не убыточен?
- Некоторое время, да. Но если поставить производство на поток, можно его усовершенствовать и снизить расходы. Через пару лет производство удешевится, а к этому времени конкурент уже уничтожен и рынок под контролем. Понимаете, японцы - стратеги, они смотрят вдаль, на полвека вперед. Американская компания обязана каждые три месяца доказывать, что она прибыльна, иначе служащие окажутся на улице. А японцы о быстрой прибыли вообще не заботятся. Они думают о рынке. Бизнес для них - война. Обосноваться, выкинуть конкурентов, получить контроль над рынком - вот что они делают уже тридцать лет.
Вот они и устроили демпинг стали, телевизоров,
электроники, микросхем для компьютеров, станков - и никто их не остановил. А мы потеряли все это. Высокотехнологичная промышленность - вот их цель, и они добились этого. Мы сдаем им отрасль за отраслью, а сами сидим и болтаем о свободной торговле. Но свободная торговля может быть только честной, а японцы в такую торговлю вообще не верят. Поэтому они и любят Рейгана, при нем они здорово нажились. Во имя идеала свободной торговли он им просто подставился.
***
В послевоенные годы США активно "оптимизировали" экономику, выводя промышленность в ЮВА. Это давало быстрое обогащение держателям промышленных активов и ставило крест на доходах страны в будущем. В последующие десятилетия эти доходы перетекали туда, куда перешла промышленность.
Конечно, США не впали из-за этого в нищету. У них был волшебный Грааль - доллар, мировая валюта, которую они могли производить в неограниченном количестве. К чему это ведёт, видно уже сейчас. Америка на краю пропасти.
Почему же истеблишмент США сдавал ресурсы страны иностранцам, подобно олигархам Латинской Америки предшествующие несколько столетий? Неужто США сами пали жертвой той пропаганды свободы торговли, которую они ранее насильственно навязывала своим соседям?
Не без этого. Но только отчасти. Вот объяснение детектива.
стр.283-284
***
Почему наше правительство не реагирует? Не знаю. Но вот вам часть ответа. Он указал на экран: там человек достойного вида что-то говорил над бежавшей лентой тикера.
Звук был приглушен.
- Видите этого типа? Это Дэвид Ролингс, профессор экономики в Стэнфорде, специалист по Тихоокеанскому региону. Он выражает мнение многих - хотите послушать? Возможно, он как раз говорит о "Микроконе".
Я нажал кнопку.
На экране Ролингс говорил: "... считают наше отношение совершенно нелогичным. В конце концов, японские компании обеспечивают американцев работой, а американские компании стремятся за границу, лишая работы своих сограждан. Японцы не могут понять, чем наши компании недовольны".
Рон вздохнул:
- Противно слушать это дерьмо.
"По-моему. американский народ неблагодарен - иностранные инвестиции помогают нам", - говорил Ролингс с экрана.
Рон засмеялся.
- Ролингс принадлежит к группе "Поклонников хризантемы" - академических экспертов, проводящих японскую линию. Выбора у них нет - они на содержании у японцев, и если они начнут их критиковать, контакты с Японией завянут. Перед ними закроются двери. И в самой Америке японцы шепнут кому надо, что им нельзя доверять, что их взгляды "устарели", а то и хуже - что они расисты. Каждый, кто критикует Японию, - расист. И очень скоро эти "академики" потеряют и работу, и консультации. Они знают, что случилось с их коллегами, выпавшими из обоймы, и не повторят их ошибок.
***
Знаменательно, что ни персонажи Майкла Крайтона, ни Трамп, пытавшийся недавно сделать Америку снова великой, даже не вспоминали, а как же Америка стала великой к началу XX века. Этот опыт был сформулирован в книге "Национальная система политической экономии" Фридриха Листа. Японцы с революции Мэйдзи 1868 года не отступали от принципов рационализма этой системы. Эти принципы вовсе не предполагают свободы внешней торговали. В 1854 США под угрозой пушек коммодора Пири навязали Японии пошлины на импорт промтоваров не выше 5%. Сами США защищали свою промышленность пошлинами до 50%.
Свобода торговли допустима только при неоспоримом технологическом превосходстве. Так, чтобы не создавать ни малейшей угрозы этому превосходству.
Когда Америка на этих принципах стала мастерской мира, пропаганда либерализма, экспортируемая ранее в отсталые страны, захлестнула сами США. Американцы забыли реальную историю мировой экономики, заменив её либеральной мифологией.
Россия с 80-х годов настолько поддалась либеральной пропаганде, что в 90-х почти полностью уничтожила свою обрабатывающую промышленность. Чтобы из "Великой Энергетической Державы" (то бишь сырьевого придатка) Россия стала просто Великой, надо знать, как освободиться от интеллектуального порабощения либеральными догмами, Надо осознать, что вы дышите ими.
Что читать. Кроме цитированного детектива - очень немного книг в океане либеральной апологетики.
1) Джо Стадвелл «Азиатская модель управления»
Япония переняла эту модель у канцлера Бисмарка в Германии. Эта модель выхода из отсталости универсальна, на все страны и времена. Из опыта ЮВА следует, что демократия, права человека, верховенство закона не движущие факторы выхода из отсталости, но сопутствующие.
2) Эрик Райнерт «Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными».
3) Ха Джун Чхан «Недобрые самаритяне. Миф о свободе торговли и тайная история капитализма», «23 тайны: то, что вам не расскажут про капитализм».
Ha-Joon Chang "Kicking Away the Ladder. Development Strategy in Historical Perspective" - механика интеллектуального порабощения либеральными догмами. Библиография протекционизма, выведшего из отсталости в XIX - начале XX вв Германию и прочую Европу.
4) Фридрих Лист «Национальная система политической экономии». Священная книга в Германии и Японии, когда в XIX веке они выходили из отсталости, и в Южной Корее в 1961-78 гг.
5) Дмитрий Зыкин «Запрещённая экономика. Что сделало Запад богатым, а Россию бедной».
6) Александр Бушков "Неизвестная война. Тайная история США". Как Север в 1861-65 воевал против Юга за протекционизм, чтобы США стали лидером индустрии.
7) Джон Перкинс «Исповедь экономического убийцы» — как Запад старается удержать отсталые страны поставщиками дешёвых ресурсов.
8) Доминик Арментано "Антитраст против конкуренции". Среди прочего, как "Стандард Ойл" Рокфеллера снижала "монопольные" цены во много раз против мелких конкурентов. Благодаря эффекту масштаба в полной мере используя специализацию, кооперацию и планирование, недоступные "малому бизнесу".
9) Мюррей Ротбард "Государство и деньги. Как государство завладело денежной системой общества", "Показания против Федерального резерва", "Великая депрессия в Америке" - как неполное золотое обеспечение банковских обязательств служит обогащению богатых и порождает экономические циклы бум-крах. И как Центробанки (ФРС) доводят этот процесс до самоубийственных масштабов.
Во всём, кроме денежного вопроса, М.Ротбард и прочие либертарианцы - те же либералы с их табу на "государственное вмешательство" и прочими либеральными догматами, цель которых - удержать бедные страны сырьевыми придатками.