Я узнала её имя, прочитав "Концерт барокко" Алехо Карпентьера - в юности, когда интересы и увлечения свежи и сильны, будь то модернистская литература или барочная живопись. Карпентьер, кстати, отличный автор - если вам нравится Борхес-Маркес-Кортасар, вы полюбите и его. Вот отрывок, в котором упоминается наша героиня:
"Дальше, в маленькой гостиной, которая вела в туалетную комнату с парикмахерским креслом, можно было полюбоваться тремя фигурами кисти Rosalba pittora, знаменитой венецианской художницы, чьи картины славили в приглушенных тонах – серых, розовых, бледно-голубых, зеленоватых – красоту женщин, далеких и оттого еще более прекрасных. «Три прекрасные венецианки» называлась пастель Росальбы, и Хозяин подумал, что, в конце концов, венецианки эти не так уж далеки, принимая во внимание, что вскоре он сам познакомится с куртизанками – серебра для этого ему не занимать, – которых превозносят в своих писаниях многие прославленные путешественники; скоро и он будет забавляться «игрой в звездочеты», которой, по слухам, там все увлекаются, – другими словами, спрятавшись в гондоле с приспущенными занавесками, скользить по узким каналам и подстерегать неосторожных красоток, когда те, зная, что за ними подсматривают, но изображая полнейшую невинность, поправляют спустившееся с плеча платье и, случается, показывают мимолетно, однако не так уж мимолетно, чтобы не наглядеться всласть, розовое яблоко груди…"
В двух предложениях - вихрь образов и атмосфера далёкой эпохи. Проблема в том, что в книжке не было картинок, а у меня в те времена не было Интернета, чтобы узнать, кто такая эта загадочная Росальба - но имя осталось в памяти и принесло потом одно из самых прекрасных открытий в мире искусства.
Как ни странно, легкомысленная техника пастели - рисунка цветными мелками, как правило, по бумаге - лучше сохраняет первоначальную свежесть и красоту цвета, нежели классическая масляная живопись. Такие картины физически очень хрупки - но если их бережно хранить, чтобы с них не осыпалась цветная пыльца пигмента - то они не подвержены всяческим бедам вроде желтеющего масла, мутнеющего лака - и практически не меняются со временем.
А вот попытки найти картину наподобие упомянутых "прекрасных венецианок" не увенчалась успехом. Как правило, Розальба писала одиночные портреты. Ближе всего к описанию это:
Однако портретная точность и глубина тоже были подвластны художнице.
Облик самой Розальбы тоже сложно назвать прелестным:
Вот что пишет о ней Википедия:
Дочь кружевницы. По предположению ряда исследователей, училась у своей матери и начинала как декоратор табакерок из слоновой кости (предназначавшихся для продажи туристам); отсюда — её интерес к портретной миниатюре.
В возрасте 25 лет за свои работы была избрана в гильдию художников — Академию Святого Луки в Риме. В 1716 году познакомилась в Венеции с крупным финансистом и знаменитым коллекционером Пьером Кроза и по его совету в марте 1720 года вместе с семьей переехала в Париж, где её пастели имели огромный успех, став одним из импульсов для нарождающегося искусства рококо. Во французской столице получила заказ на 36 портретов членов королевской семьи (в том числе написала портрет юного Людовика XV — одну из лучших своих работ). В Париже она вела дневники и обширную переписку, познакомилась с Ватто, написала его портрет. Её учеником в Париже стал самый яркий представитель рококо в шведской живописи Густаф Лундберг. В том же году была избрана членом Французской Королевской Академии живописи; в следующем (1721) году вернулась в Венецию, в свой дом на Большом Канале. В 1730 году Каррьера покинула Венецию, 6 месяцев работала в Вене, при дворе императора Карла VI, её ценителя и патрона. Ученицей Каррьеры в Вене была дочь Карла VI, будущая императрица Мария Терезия.
Работы Каррьеры были необычайно популярны в Европе при монарших дворах и у знати, секрет этого успеха понятен, — все её портреты исполнены нежнейшего очарования, её персонажи — улыбчивы, красивы (и весьма приукрашены), их внутренний мир полон тонкого очарования, женственности, легкости (столь близкими художественному мировоззрению рококо).
К 1750-м годам художница потеряла зрение: две операции по удалению катаракты не помогли, и художница до конца дней осталась слепой. В XIX и начале XX века на волне феминистского движения были созданы несколько её биографий, немецкая писательница Микаэла Яри написала о ней исторический роман.
На сестре Розальбы Каррьеры, Анжеле Каррьере был женат художник Джованни Антонио Пеллегрини.