Найти тему
Наташа Александрова

Мажор с "человеческим лицом" и бедная Нина. Фильм "Карнавал"

Сейчас их называют «мажорами». Можно ли назвать Никиту из «Карнавала» мажором? Такой ли уж он самовлюбленный эгоист, каким кажется на первый взгляд, или и ему не чужды человеческие движения души? Почему, прощаясь с Ниной, он вспоминает, как они грузили мебель для переезда в новую квартиру? Неужели это самый романтический момент их взаимоотношений?

Та самая вечеринка. Нина не знает никого, кроме Толика (в черной рубашке). А такие косички скоро появятся и у Нины. Она учится быстро. Кадр из фильма "Карнавал". В свободном доступе. Источник:яндекс-картинки.
Та самая вечеринка. Нина не знает никого, кроме Толика (в черной рубашке). А такие косички скоро появятся и у Нины. Она учится быстро. Кадр из фильма "Карнавал". В свободном доступе. Источник:яндекс-картинки.

Никита познакомился с Ниной на одной из вечеринок. Отец снял ей шикарную квартиру, но не подумал, что молоденькую девочку, приехавшую из провинциальной глуши, надо все-таки как-то контролировать. Нина была предоставлена самой себе и очертя голову бросилась в омут столичных развлечений.

Никита – студент четвертого курса какого-то театрального института, он учится на режиссера. Еще совсем молод, но уже женат. Это не было характерным для советского образа жизни: обычно мужчины старались сначала получить образование, а потом уже обзаводиться семьей.

Скорее всего, родители женили Никиту, чтобы отвадить его от пьянок-гулянок, к которым имеет слабость этот красавчик. Жену, чувствуется, подыскали из состоятельной и влиятельной семьи – на празднике в их доме мы видим генерала со звездочкой Героя на кителе. Может быть, это отец Люды, жены Никиты?

Однако Никита, привыкший к легким необременительным интрижкам, по-видимому, не мог отказаться от своих пристрастий. Похоже, это и стало поводом для размолвки с женой и родителями. Кстати, Никиту обижает привязанность родителей к Люде – он видит в этом ущемление своих прав. С явной обидой он говорит Нине: «Она живет в моей комнате. Они её так любят, что готовы удочерить».

Нине он наврал, что разведен, но ничего и не обещал. Когда Нина говорит отцу, что они с Никитой собираются пожениться, то явно выдает желаемое за действительное.

То самое кофа... Еще не остыло. Кстати, Никита еще и  род подправил: "Если не остыл - давай". Кадр из фильма "Карнавал". В свободном доступе. Источник: яндекс-картинки.
То самое кофа... Еще не остыло. Кстати, Никита еще и род подправил: "Если не остыл - давай". Кадр из фильма "Карнавал". В свободном доступе. Источник: яндекс-картинки.

Конечно, Никита остался у Нины, потому что ему негде было ночевать, но нельзя сказать, что он просто использует её для своих целей. Чувствуется, что девушка ему нравится. Заметим, Нина учится очень быстро - она уже не "хэкает", вплела в прическу разноцветные бусины, а в модненьком костюмчике и сапогах на шпильке выглядит просто чудесно.

Нина привлекла Никиту простодушием, открытостью, провинциальной наивностью. Помните, как поразила и насмешила его Нинина «кофа», однако он довольно интеллигентно, хоть и иронично поправляет её: «Нужно говорить «кофе». Московский диалект». Он сразу замечает её заботливость, домовитость, хозяйственность.

Все это, конечно, мило и нравится ему, но, как только на горизонте показывается манекенщица Динка, стильная столичная штучка, бывшая жена Толика, которую он привел на вечеринку к Нине (высокие отношения!), Никита сразу же переключается на неё. Нина устраивает скандал в стиле провинциального Оханска с выволочкой сопернице – и все заканчивается уходом Никиты.

Строгая мама (одни очки чего стоят) и безвольный сын. Кадр из фильма. В свободном доступе. Источник: яндекс-картинки.
Строгая мама (одни очки чего стоят) и безвольный сын. Кадр из фильма. В свободном доступе. Источник: яндекс-картинки.

Они встречаются вновь случайно, когда Нина в качестве помощницы по хозяйству от фирмы «Заря» приходит по вызову матери Никиты. Ах, как ему хочется избавиться от этого живого укора и свидетеля его неприглядных поступков! Прекрасно же понимает, что поступил с Ниной некрасиво! Однако мать, женщина с твердым характером, сразу отметает все попытки Никиты доказать, что они и без помощницы обойдутся.

И мы понимаем, что основания Никиты обижаться на то, что его лишают свободы, ни на чем не основаны – он легкомысленный человек, который думает только о своих удовольствиях, и именно так его и воспринимают в семье – избалованный ребенок, которому ничего нельзя доверить, даже выгуливать собаку. Хотя Никита – явно продукт воспитания родителей, таким сделали молодого человека именно они.

Все в квартире родителей Никиты носит печать благополучия. Гарнитур из карельской березы, дефицитная стенка в дальней комнате, два телевизора, пейзажи в рамах (конечно, непонятно: подлинные или копии). Сервиз, правда, не дефицитная «Мадонна», но, возможно, в этой интеллигентной семье "Мадонну" считают излишне буржуазной и аляповатой. Зато есть микроволновка. В СССР они стали выпускаться в семидесятые годы, но в небольших количествах, поэтому их могли себе позволить немногие.

Но внимание Нины привлекают не пейзажи, а висящий на стене огромный портрет Никиты – именно он, вне всяких сомнений, любимый сыночек и кумир этой семьи.

Но возникает большой вопрос – нравится ли ему эта золотая клетка? Не просто же так он уходит из дома. Он очень обидел Нину на празднике, но ведь догнал же… И его явно мучает совесть, и мы понимаем это не только потому, что он говорит Нине: «Ты думаешь, мне легко тебя каждый день видеть? Я, может, по ночам спать перестал? Все вспоминаю, как мы с тобой жили, как вещи таскали».

Кадр из фильма "Карнавал". В свободном доступе. Источник: яндекс-картинки.
Кадр из фильма "Карнавал". В свободном доступе. Источник: яндекс-картинки.

Он ведь все помнит, даже про цыганку спрашивает. И уже нет в его голосе пренебрежительных барских ноток, спеси, нет во взгляде неприятия, высокомерия и острого желания избавиться от неугодной девушки. Мы чувствуем, что прошлое для него по-своему привлекательно. А почему это столичному мажору понравилось грузить мебель в машину? Вспомните, как он отодвинул не в меру энергичную Нину и взял на себя основную работу. И здесь перед нами не избалованный мальчик, а мужчина, который не боится ответственности. А дома таким себя почувствовать ему не дают авторитарная мать и влюбленная жена.

А как все счастливы, когда, перевезя вещи, празднуют новоселье! Это счастье, полнота жизни, единение людей, смешная история с забытым на тринадцатом этаже столиком, который приносит дружелюбный сосед, тоже пьяный не столько от спиртного, сколько от счастья – во всем этом так много искренности, естественности, неподдельной радости, что Никита не может забыть это время.

Пока ещё все счастливы... Кадр из фильма "Карнавал".  В свободном доступе. Источник: яндекс-картинки.
Пока ещё все счастливы... Кадр из фильма "Карнавал". В свободном доступе. Источник: яндекс-картинки.

Нина ушла, а Никита долго смотрит ей вслед – и многое светится в этом взгляде – и легкая грусть, и просветленность, и человеческое простое участие. И мы чувствуем – не совсем зачерствела душа у этого юноши, и вовсе он не махровый эгоист, думающий только о своих удовольствиях.

Может быть, и жалко ему в глубине души, что его собственная беспечность и обстоятельства развели его с Ниной… Думается, Никита многое осмыслил, изменился и повзрослел. Но вот вопрос - не пройдет ли для него даром этот жизненный опыт, не вернется ли "мажор" к прежней бессмысленной, но сладкой жизни...

Еще о фильме "Карнавал" здесь

То самое человеческое лицо. Кадр из фильма "Карнавал".В свободном доступе. Источник: яндекс-картинки.
То самое человеческое лицо. Кадр из фильма "Карнавал".В свободном доступе. Источник: яндекс-картинки.

#кино #образование

#лучшие фильмы СССр #абдулов #карнавал #советский образ жизни