8. Централизация стандартных непрофильных функций. В последнее время компании с географически разбросанной сетью прибегают к централизации функций. Например, многие создают единый центр дистанционного обслуживания для расчета заработной платы и юридических услуг. Один центр обслуживания предоставляет услуги всем филиалам и производственным площадкам дистанционно. Централизованные функции затем можно передать и на аутсорсинг. Конечно, и этот метод требует подготовки. О переводе в единый центр нужно сообщать сотрудникам заранее, как и о других изменениях условий труда. Несогласным придется предлагать другие вакансии. Кроме того, нужно продумать систему коммуникации между филиалами, систему контроля качества услуг персонала из удаленного центра обслуживания. Да и тщательно прописать регламенты взаимодействия и функциональные обязанности специалистов, иначе филиалы рискуют оказаться без своевременной поддержки. Как прогнозировать численность персонала представлено в таблице 1. 86 Равномерное в процентном отношении сокращение должностей нужно оформлять приказом за подписью руководителя. Это директивный метод: HR выявляет неэффективные рабочие места, предупреждает сотрудников не менее чем за два месяца об увольнении, персонал получает положенные по Трудовому кодексу компенсации и увольняется. Процедура сокращения происходит быстро и с относительно небольшими затратами на компенсации при увольнении. При очевидном плюсе — быстро и с наименьшими затратами — этот подход имеет много минусов. Заданные сверху параметры сокращения штатов не учитывают реальное положение дел в подразделениях. В случае быстрых и жестких сокращений есть риск ошибок, которые могут повлечь за собой трудовые споры. Жесткие меры негативно повлияют на психологический климат в коллективе и работоспособность, могут спровоцировать незапланированный отток персонала. Таблица 1 Как прогнозировать численность персонала Направления прогнозирования численности Что именно анализируем Структура персонала Количественные и качественные характеристики персонала: по должностям, подразделениям, функциональным обязанностям Функции Перечень функций структурных подразделений, их содержание; периодичность, частота выполнения, объём, распределение нагрузки, соответствие квалификации работника сложности выполняемых функций; информационные потоки, направления взаимодействия, документооборот Бизнес-процессы Окружение бизнес- процессов: -владельцы, заказчики; -поставщики; -этапы выполнения, используемые ресурсы; -автоматизация; -требования к качеству результатов выполнения; -регламентированность; -трудоёмкость процедур бизнес-процесса Структура затрат на персонал Структура ФОТ: подбор, адаптация, обучение и развитие персонала, социальные выплаты и льготы Перспективы развития предприятия Стратегия развития предприятия, его кадровой стратегии и политики, планы по модернизации, автоматизации, механизации Процедура сокращения возможна только при соблюдении законодательства, без ущемления трудовых прав работника. Необходимо не забывать и о социальной ответственности предприятия. Хорошей поддержкой для всех уволенных будет помощь со стороны 87 работодателя в дальнейшем трудоустройстве [2]: договоренности с другим компаниями, центрами занятости населения, региональной администрацией. Методы, чтобы определить в компании лишний персонал представлены в таблице 2. Таблица 2 Методы, чтобы определить в компании лишний персонал Метод Как проводить Бенчмаркингсравнительный анализ численности персонала относительно основных показателей компании Выберите объект: смену, цех, подразделение, компанию в целом. Затем определите основной показатель деятельности для выбранного объекта. Найдите другие объекты для сравнения: другие смены, цеха, бригады, компании. Рассчитайте численность персонала на единицу показателя и выберете образец для сравнения. В результате численность персонала нормируем согласно лучшему или среднему показателю среди тех, что сравнивали Факторное нормирование- метод, с помощью которого можно установить взаимосвязи между основными факторами деятельности предприятия и численностью, необходимой для выполнения процессов Деятельность предприятий или филиалов разбиваете на процессы, по которым оцениваете актуальные трудозатраты. В процессах выделяете ключевые факторы деятельности. Например, объём производства, частоту ремонтов, количество поставок. Теперь проводите анализ корреляции ключевых факторов деятельности и актуальных трудозатрат, для каждого процесса выбираете предприятие-образец-лучший или оптимальный. Исходя их параметров образца рассчитываете нормативную численность для аналогичного процесса на остальных предприятиях или филиалах. Хронометраж-его еще называют фотографией рабочего дня-это оценка длительности производственных циклов Производственные циклы нужно разбить на отдельные операции. Длительность операций замеряет внешний наблюдатель. Нужно провести порядка 30 измерений, длительность всех отмеченных операций суммируется – получается фотография рабочего дня. С помощью хронометража устанавливают нормативы производительности. На основании лучших результатов определяют потери времени и непрофильные обязанности. Фотография рабочего дня помогает перераспределить функции или оптимизировать персонал. В случае внезапного наступления кризиса, когда требуется резко сократить издержки, возможен и перевод персонала на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Однако эта мера в перспективе неэффективная, так как неполный рабочий день или неделя по сути своей подразумевают скрытую безработицу со всеми ее недостатками. Да и оформление сопряжено с трудностями — нужно уведомить сотрудников за два месяца об этих изменениях. Судебные споры с несогласными сотрудниками тоже вполне возможны.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
30 октября 202130 окт 2021
4 мин