3 сентября 1949 года американский разведчик погоды WB-29 (да, самолет метеорологической разведки на базе Б-29) летит из Японии (Мисава) на Аляску (Элисон). По прилету выясняется что спецаппаратура уловила радиоактивные частицы (очередная сто двенадцатая тревога).
Однако выяснилось что в этот раз тревога вызвана не натуральными причинами (землетрясения выбрасывают в воздух тоже много всякого), а взрывом советской атомной бомбы в период с 26 по 29 августа 1949 года, на пару лет раньше чем прогнозировала разведка.
23 сентября выступает Трумэн с заявлением о наличии атомной бомбы у СССР.
Тут необходимо отметить, что в документах пишется, что сроки появления атомной бомбы у США появились в отчете разведки (ЦРУ) после консультации с американскими учеными, британским правительством и... Канадой.
Стоп, что? Какое отношение Канада имеет к атомной программе? У них свое ядерное оружие появилось то в 1950, когда RAF и USAF у них базировались в Гуз-бэй. Единственная мысль которая пришла мне в голову, что американцы находили уран рядом с бобрами.
Однако, оказывается, что еще в 1945 году Канада запустила свой атомный реактор (первый вне США, те в 1942) в 1945 году, опередив СССР на год (1946). Опыт у Канады по строительству объектов атомной инфраструктуры в глуши появился в 1944 году, когда строили Чок Ривер Лабораториз (Chalk River Laboratories, "Лаборатории Меловой реки"), этот опыт и использовали для оценки промышленного потенциала СССР. В 1952 году будущий президент Джимми Картер, один из подчиненных Риковера в Скенектади, участвовал в ликвидации радиоактивной аварии этого реактора вместе с другими добровольцами из ВМС США.
Естественно, не обошлось без русского следа в этой канадской атомной истории. Лев Коварски, который родился в Санкт-Петербурге в 1907 году и вместе с родителями (купец Николас Коварски, украинская певица Ольга Власенко) покинул пределы отчизны в 1919 году по причине революции. Получил образование в Лионе и Париже, бакалавр и доктор наук по химии. Работал по французской атомной программе, с началом Второй Мировой перебрался в Англию (был вывезен с сотоварищами и 26 барабанами тяжелой воды, почти всего мирового запаса материалов для атомной программы), лаборатории Кавендиша, откуда потом попал в лабораторию Монреаля, надзирая за строительством первого канадского реактора (ZEEP).
Тут надо отметить что в Канаде к лечению рака лучевой терапией приступили еще в 1951 году, что тоже есть полезное детище мирного атома.
Вишенкой на торте будет то, что отчет ВВС США по 112 тревоге (полет самолета от 3 сентября) был подписан 29 сентября, то есть на неделю позже выступления президента Трумэна.
Автор - Павел Леонов